Форум
Весна идет, весне дорогу!
Последняя новость:

Комендант Скив, в этот прекрасный зимний день 6 декабря поздравляем тебя с днем рождением! Пусть твое личное общежитие приносит тебе радость, независимо от глубин хитрости, оторванности и градуса чада кутежа, в которые погружается:)

RSS-поток всего форума (?) | Cвод Законов Дельты | На полуофициальный сайт Оксаны Панкеевой | Все новости

Вся тема для печатиАналитика: Магия и религия

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Мир Дельта — Форум полуофициального сайта Оксаны Панкеевой -> Лекции доброго Жака
Предыдущая тема :: Следующая тема :: Вся тема для печати  
Автор Сообщение
Lake Прекрасная леди

Всадник на Прямом Пути


Откуда: Минск


СообщениеДобавлено: 4 Ноя 2013 19:44    Заголовок сообщения: Аналитика: Магия и религия
Ответить с цитатой

Название: Магия и религия
Автор: Lake
Беты: mainglot, Безумная Тень, Мадам Вашу Мать
Форма: фандомная аналитика
Категория: джен
Рейтинг: G
Примечание: вторая работа цикла "Магия в мирах Хроник Странного Королевства". Автор заранее просит прощения у верующих людей за свой чисто аналитический подход.

В мирах цикла "Хроники Странного Королевства", где магические цивилизации существуют наряду с техногенными, реальна не только магия, но и боги. А также, как это ни парадоксально звучит, действительно существуют субреальности: особые пространства, где действуют классические и неклассические маги различных школ, или чертоги разных богов, куда могут попадать после смерти верующие и даже неверующие. Субреальностью является и пространство снов, где могут встретиться и поделиться информацией люди, находящиеся далеко друг от друга, даже в разных мирах. Точнее, конечно, не сами люди, а их проекции, но часто действия в этом "измерении" отзываются физически в реальном мире.
Рассматривая все эти явления, нельзя не задаться вопросом, каковы природа магии и природа религии в мирах Оксаны Панкеевой, и как они соотносятся друг с другом. Ведь религия, в нашем понимании, — это мировоззрение, основанное на вере, а отношение к богам в мирах цикла основано и на знании об их существовании. Но прежде чем продолжить разговор, стоит отметить, что автор данной статьи — атеист и материалист. И религию рассматривает как величайший культурный феномен в истории человечества, а Бога и богов — как порождение человеческого разума.

Итак, в нашем мире магии нет. Нет, согласно атеистическому представлению, и богов, существующих независимо от нашего сознания. Кроме того, у нас религиозное сознание считает единого Бога создателем всего сущего, первичным по отношению к природе и миру. В мирах цикла упомянутые там боги похожи на языческих, с некоторыми оговорками. И с магией они связаны. Поэтому обратимся к природе магии и начнем с классической.

Классическая магия в мирах цикла — естественный феномен, основанный на существовании магического поля, в чем-то сходного с физическими полями — электромагнитным и гравитационным. Оно проявляется в природе всех миров в виде стихийных порталов. Это поле вполне материально, потому что его можно исказить и заблокировать с помощью техномагического устройства, а также отследить его колебания во время колдовства при помощи технического магодетектора. А канал Силы, имеющийся у магов, способен воспринимать ее, пропускать через себя и трансформировать.

Кстати сказать, этот канал тоже можно заблокировать, например, с помощью специального сплава — полиарга, тем самым на время лишив мага Силы. Также есть способы лишить мага возможности телепортироваться, не отсекая его от Силы. В общем, в магическом поле нет ничего потустороннего. Но доступ к магической энергии возможен только с участием магически одаренного живого человека или представителя другой разумной расы или вида. Любой артефакт может быть создан только с участием мага и, в случае необходимости, подзаряжаться только им. Человек, не являющийся магом, не способен сделать прибор, работающий с участием магического поля. Правда, описан один случай искусственного канала доступа к Силе. Но, возможно, здесь тоже имеет место природный дар конкретного человека. Однако совместимость классической магии и обычной технологии — отдельный разговор. И в любом случае, восприятие Силы человеком вполне вписывается в научную картину мира и объясняется с точки зрения биологии и физики.

Однако есть и другой способ восприятия классической Силы — путь Веры. Человек, не обладающий магическим даром, может при посвящении получить от божества доступ к Силе. Если же избравший путь мистика одарен магически, то Вера и бог (один из многих) лишь увеличивают "пропускную способность канала". И чем сильнее и искреннее Вера, тем больше Сила. Ее укрепляют не только постами, молитвами или иными ритуалами, но соблюдением обета (одного или нескольких), который мистик дает при посвящении. Причем обет должен быть настоящим, то есть человек должен отказаться от чего-то, что ему по-настоящему нужно (например, это может быть обет целомудрия или же обет воздержания в пище). Ведь только тогда мистик будет сталкиваться с искушением и, прилагая усилия для его преодоления и затрачивая на это энергию, получит на время дополнительную магическую силу. Нарушение же обета может привести к полной или почти полной потере дара.

Теперь давайте рассмотрим, какие же боги способны на посредничество между верующим и магическим полем? На Дельте ведь много богов: богиня любви Мааль-Бли, классовые покровители — Бессмертный Бард, Многорукий Вор, Вечный Воитель, и многие другие. А вдали от ключевых государств этого мира еще сохранились храмы Матери богов Пустыни, тесно связанной с плодородием и стихией жизни. Существуют на Дельте и многочисленные христианские ордены и секты. И основателем христианства здесь был сам Иисус, некогда живший в этом мире. Он остался в памяти людей как талантливый мистик, пришедший в Ортан из Белой пустыни уже взрослым, основатель своей школы, воспитавший множество учеников и погибший в преклонном возрасте, спасая одному из них жизнь. В каноне, кстати, высказывалась мысль о том, что Иисус переселился на Дельту с Альфы, из нашего мира. Все может быть.

О понятии Троицы нигде не говорится, вероятно, оно имеет место быть, но дельтийские христианские ордена не являются ни католическими, ни православными, ни протестантскими. А христианский Бог, чаще безымянный (в цикле его только один раз называют Создателем), пребывает в своих чертогах, то есть в своей субреальности, и является одним из многих. И Сила его велика. Он может вернуть к жизни давно умершего святого, правда, в другом мире и на правах переселенца. И даже не очень верующий, но крещеный человек, будучи похороненным по христианскому обряду, попадает после смерти в Ад или Рай. Впрочем, у верующих в других богов тоже есть свои собственные посмертия, но не будем отвлекаться от темы. А крещеного, например, или не получится поднять вампиром, или же такой вампир не будет признавать хозяина.

Христианство позволяет своим адептам (а в каноне описаны четыре сильных христианских мистика) многое — вылечивать тяжелейшие болезни, защищать от проклятия некроманта, упокаивать зомби, изгонять демонов и т. д. Кстати, у демонов и их потомков “аллергия” на христианские обряды. Но это только частное проявление нередко встречающегося феномена — несовместимости двух видов магии, не более того. Не стоит ассоциировать демонов с Дьяволом, потому что самого понятия “Дьявол” в культуре Дельты нет. А мистики в большинстве своем не считают, что магически одаренные получили свой дар от какой-то темной Силы, прекрасно понимая, что боги — разные, а Мироздание на всех одно. Ну и существование магических школ мешает фанатизму. И потому, наверное, христианские ордена на Дельте всегда были и остаются мирными. Настолько, что когда один переселенец (религиозный фанатик из нашего Средневековья) попытался создать воинствующий орден, вероятно, объявляя всех прочих богов — бесами, а адептов других религий — еретиками, сами же христиане его властям и сдали. Фанатик был осужден и повешен.

Все это не значит, конечно, что между мистиками и магами не бывает противостояний. Если христианские ордена — терпимые и мирные, то бывают и другие — агрессивные и нетерпимые, связанные с политикой, стремящиеся к власти и готовые, заручившись поддержкой светских властей, устраивать охоту на магов. Однако такое явление нетипично для Дельты. Но о политике — отдельный разговор. Пока же лишь подчеркну, что:
— любой Орден — это не только вера и религия, но и церковь, то есть он представляет собой общественный институт;
— не только сила мистика зависит от бога, бог также зависит от верующего. Как предполагается, бог живет, пока в него верят.
Потому мистическим орденам и самим богам нужны истинно верующие люди, из-за чего они могут конкурировать как с магами, так и друг с другом. Причем относится это и к неклассической магии.

Видов неклассической магии много и все они разные. Кстати, от классической неклассическую отличает прежде всего природа Силы и способ доступа к ней. У подавляющего большинства известных неклассических магов сила находится внутри, а не заимствуется из магического поля. С одной стороны, это хорошо — они не могут “сгореть”, хватанув лишней силы, и не теряют ее ни от полиарга, ни от искажений магического поля, с другой — внутренние ресурсы требуют постоянного пополнения. К неклассическим магам относятся: ведьмы, шаманы, вероятно, жрецы и жрицы всевозможных богов Дельты.

Неклассической можно назвать также магию нимф и магию куфти — народа, живущего в постъядерном мире Каппа. Интересно, что куфтийская неклассическая магия во многом сходна с классической, но при этом имеет некоторые общие элементы с неклассической магией шархи, о которой мы поговорим чуть позднее.


Итак, мы видим, что доступ к Силе может зависеть от богов, а может и не зависеть. Какие же возможности магов сходны с богами, и в чем отличие? Прерогатива богов — бессмертие, но и маги способны создать бессмертных существ — вампиров, и сами стать бессмертными — личами. Правда, бессмертие это незавидное. Ведь и вампиры, и личи — мертвы. Но все же маг-человек способен стать бессмертным богом. Правда, так называемый ритуал вхождения в Круг приводит к чудовищному по своим разрушительным последствиям выбросу энергии, вероятно, намного превышающим силу взрыва ядерной бомбы. При этом неизвестно, надолго ли такой бог обеспечит себе верующих. Истории известен только один подобный случай и одно нереализованное намерение.

В принципе же маги, хоть и не являются бессмертными, способны веками жить полной жизнью на собственной Силе, продолжая работать в своих субреальностях. В богах профессиональные маги в подавляющем большинстве случаев не нуждаются, а религией интересуются мало. Характерно, что у эльфов (основоположников классической магии) богов нет вообще — они близки к природе и контактируют с Мирозданием напрямую. Этот контакт намного сильнее, чем у человеческих магов, и связан с биологией эльфов. Но, тем не менее, эльфы тоже способны уверовать: в истории известен один эльф-христианин. Несомненно, его привлекла этическая сторона христианства, а не доступ к Силе, которой он владел и так. Известен и другой случай с классическим магом, ставшим адептом богини, тоже связанный с этикой.

Однако есть еще один вид доступа к Силе, напрямую связанный с божественными сущностями, хотя и не зависящий от них. Речь идет о неклассической магии шархи. В мире Альфа, нашем мире, шархи появились раньше, чем на Дельте, а родина их — мир Бета. Их статус на Бете, вероятно, отличается от статуса магов на Дельте. Если маги Дельты живут во всех странах, являются подданными разных государств, контролируются разными магическими школами, то шархи — это фактически одна школа и один народ, точнее, раса людей с магическими способностями. Каждый шархи обладает врожденным даром понимания, точнее, восприятия данных чужого сознания и воздействия на сознание всех разумных рас известных миров. Это может быть эмпатия или телепатия, способность разглядеть чужие страхи, мгновенно находить нужные модели поведения в разных ситуациях, видеть предупреждающие о беде сны и подсказки, как ее избежать. Кроме того, шархи могут в определенной степени управлять своим организмом.

У каждого шархи есть и индивидуальные магические способности, которые он или она может развивать. Например, это телекинез, некромантия, умение ходить по снам, связываться с другими людьми через сны или даже убить человека, придя к нему в сон. А также шархи могут свободно действовать в особой субреальности — Лабиринте. И прежде чем перейти к отношениям шархи с богами, немного остановимся на Лабиринте, потому что именно эта субреальность особенно тесно связана с основами шархийской магии.

Выглядит Лабиринт по-разному — и как город, и как здание с коридорами и ходами, и как болото, и как пустыня. Все это зависит от состояния или настроения попавшего туда человека. Шархи может проникнуть в Лабиринт осознанным усилием, во сне или потеряв сознание. Вернее, попадает туда не сам человек, а его разум, его проекция. Впрочем, в Лабиринте оказываются все люди в бессознательном состоянии. Но они потом ничего или почти ничего не помнят о своих впечатлениях. Если им, конечно, удается потом вернуться в реальный мир. Ведь именно в Лабиринте имеется и тоннель в посмертие, куда уносит умирающих, и выход на белый свет как для спасенных, так и для самих шархи. Да, шархи способны отыскать в Лабиринте проекцию пострадавшего физически или психически человека. А затем, в зависимости от собственной квалификации, поставить диагноз и оказать ему действенную помощь, не дать ему попасть в тоннель, довести до выхода или держать до тех пор, пока ему не окажут помощь в обычной реальности. Или убить человека в Лабиринте, независимо от того, на каком расстоянии друг от друга оба находятся. Ведь Лабиринт, как и прочие субреальности, как и субреальность снов, един для всех миров и сознательный доступ в него зависит только от вида магической силы.

Конечно, шархийская магия не ограничивается действиями в Лабиринте. Шархи могут не только читать мысли, но и блокировать память, а также успешно сопротивляться ее сканированию. Могут предсказывать будущее, просчитывая вероятности событий и корректируя их, правда, в ограниченных по времени масштабах. Такая Сила у целой расы требует огромной ответственности и строжайшего морального кодекса. Иначе цивилизация шархи, скорее всего, погибла бы. Моральный кодекс шархи находится под контролем двуликих богов. Впрочем не все они двуликие.

Как известно, у любого, даже самого благородного поступка есть обратная сторона. Однако если рассуждать подобным образом, то можно довести ситуацию до абсурда и прийти к выводу, что делать нельзя вообще ничего. Разумеется, шархи до подобного не доходят, но их моральный кодекс чрезвычайно строг. Согласно ему, главное — соблюдать равновесие, то есть соизмерять надлежащее и излишнее. Если шархи нанесен малый вред, а он ответил, превысив меру, допустив излишнее, то откат (божественное воздаяние) не заставит себя ждать. И чем больше было превышение, тем сильнее будет откат. Это касается любого действия, причиняющего кому-то ущерб.

Можно привести простой пример, связанный с богиней-покровительницей семьи, родственных и дружеских чувств. Как и большинство шархийских богов, она двулика, ее светлый лик называют — Ма, а темный — Фо. Изредка бывает так, что помогая близким, шархи может навредить дальним — обманув, запугав, обокрав, как случилось с одним из героев нашего канона. Он спутал лики и получил за это откат, сила которого была прямо пропорциональна нанесенному ущербу. Но это частный случай, вернемся к общему. Откатом могут быть, например, неприятности с собственным здоровьем или со здоровьем близких. Однако стоит отметить, что двуликие боги всегда дают своим подопечным второй шанс: можно искупить вину и избавиться от последствий отката, сделав правильный выбор в нужный момент. Что это за момент и какой выбор будет правильным, шархи заранее не знает. Получается, как в некоторых сказках — герой должен совершить добрый поступок искренне, а не для того, чтобы избавиться от неприятностей.

Но спутать лики Ма и Фо еще не так страшно. Гораздо хуже, если шархи ошибется, делая иной выбор: принести в жертву общему делу себя или другого. Например, если он отправит кого-то на верную смерть, не предупредив или не оставив выбора, то его, шархи, участь будут определять Байнен и Тирми. В каноне не уточняется, отвечает ли это двуликое божество за жертвенность, простое принятие необходимости, или, в более широком понимании, свободу выбора, однако, по косвенным данным можно предположить подобное. Можно себе представить, сколько людей (особенно военных и политиков) путают эти лики каждый день! А вот шархи как-то справляются, наверное, именно поэтому их цивилизация очень гуманна, и свои внутренние проблемы они решают без насилия, опираясь на систему откатов и личное чувство ответственности.


Однако без насилия не всегда можно обойтись, хотя бы для самозащиты или торжества справедливости. И для определения надлежащего и излишнего в подобных случаях у шархи существует отдельное божество. Его светлый лик — Дир — отвечает за справедливое наказание или возмездие. Темный лик — Эйдм — отвечает за жестокую месть, или просто агрессию, при которой излишнее намного превышает надлежащее. А шархи, наказывающие виновных, являются Глазами и Руками Дира, действуют от его имени. Глаза знакомятся с объектом наказания и запоминают его, а Руки осуществляют возмездие. Довольно часто обе этих функции совмещает один шархи.

Кроме того, к Диру можно воззвать во имя справедливости, и он осуществит наказание сам. Подчеркну, что и спасти, и убить с помощью шархийских богов можно представителя любой разумной расы, независимо от того, есть ли в нем шархийские гены или нет, знает ли он что-то о шархийских богах или никогда о них не слышал. Но сами боги, без посредничества шархи, не могут влиять на тех, кто к этому народу не относится. Не могут они влиять и на шархи, если тот не знает об их существовании, за некоторыми исключениями.

Кроме системы откатов, которая относятся к так называемой этической теологии, есть еще один феномен шархийской магии — двуликие боги могут ненадолго вселяться в тело шархи, обладающего особым даром, меняя его внешность и поведение. И когда вселяется темный лик, то последствия будут самые серьезные. Но если одержимости не избежать, то шархи, при наличии сильной воли, способен воззвать к светлому лику того или иного божества и добиться его воплощения Это и есть главное в отношениях между людьми и богами, или, другими словами, в отношениях между людьми и мирозданием: в любой ситуации выбор человек должен делать сам. И тут мы подходим к вопросу о предопределенности и случайности. У шархи за эти феномены отвечает Судьба. Казалось бы, Судьба сама по себе говорит о предопределении. Однако это не так. У Судьбы есть двое подручных. Но их нельзя назвать светлым и темным ликами. Это закономерность, отвечающая за причинно-следственнные связи, — Плетущая узор, и случайность — Подкрадывающийся Незаметно. Да-да, тот самый, пушистый северный зверек. Ну... частично. И все же почему даже шархи, говоря о… плохой перспективе, упоминают именно это божество? Случайность ведь может принести и удачу, но счастливый случай помнишь реже. Даже найденная на тротуаре монета не запомнится так, как апельсиновая корка, на которой ты поскользнулся. Такой вот парадокс получается.

Сама по себе Судьба нейтральна, так же как другие столпы Мироздания — Истина или Смерть. Не указан в каноне и темный лик для богини любви — Солнцеглазой Эрулы, может быть, потому что Любовь — тоже одна из основ мира?

Теперь, познакомившись с шархийскими богами, спросим себя, какова же их природа? Какова взаимная зависимость богов и шархи? Понятно одно — шархийская магическая сила не зависит от веры, это чисто биологическое свойство, наследственное и врожденное. Ведь потомки шархи от смешанных браков не всегда знают о существовании двуликих богов, а Сила у них имеется. Впрочем, с увеличением числа шархи в мире их религия и сила обретают вес и уважение, о чем можно судить на примере мира Альфа. Однако, религия шархи, как и ее носители, мирная, а потому спокойно соседствует с традиционными конфессиями.

Подводя итоги, давайте рассмотрим вопрос о том, возможен ли в таких мирах настоящий, подлинный монотеизм. Или подлинный атеизм? Ведь если боги здесь вторичны по отношению к Мирозданию то, может быть, они и не боги вовсе? Трудно сказать. Известно только, что аналогичные божества разных миров по сути являются отражениями друг друга, аватарами единого исходного духа, то есть, вероятно, некоего архетипа или какой-то стороны Мироздания. А насколько разумно Мироздание, конструирующее субреальности и богов, мы не знаем. Жители Дельты вместо единого Бога взывают не только к разным божествам, но и к Небу в целом. А сложные, разноуровневые отношения людей и богов свидетельствуют о сложности мира в целом, что придает мировоззрению его обитателей особую пластичность, позволяющую спокойно воспринимать новые и нестандартные явления.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Мир Дельта — Форум полуофициального сайта Оксаны Панкеевой -> Лекции доброго Жака Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Оксана Панкеева рекомендует прочитать:

Цикл завершается последним томом:

Оксана Панкеева, 12-я книга «Распутья. Добрые соседи».