Форум
Зима пришла!
Последняя новость:
Нет войне. Любовь победит.
Make Love, Not War.

RSS-поток всего форума (?) | Cвод Законов Дельты | На полуофициальный сайт Оксаны Панкеевой | Все новости

Вся тема для печатиОртанский государственный университет: кафедра юриспруденции
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Мир Дельта — Форум полуофициального сайта Оксаны Панкеевой -> Игры
Предыдущая тема :: Следующая тема :: Вся тема для печати  
Автор Сообщение
Aelintanaeli Прекрасная леди

Познавший суть Пути


Откуда: Киев

На верной страже тылов Dzerginez

Дети: Сола

СообщениеДобавлено: 30 Окт 2011 02:01    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Следы зубов человека
По следам зубов человека определяют форму прикуса, наличие протезов, размер и особенности формы зубов.
По механизму образования различают:
1) следы надкуса

2) следы откуса

Чаще всего следы зубов обнаруживаются на продуктах питания.
Для фиксации следов зубов используют описание, фотографирование, получение слепков. Обнаруженные следы зубов фотографируют таким образом, чтоб были высвечены и засняты все их особенности. Изъятие следов зубов лучше производить вместе с предметом-носителем.
Другие следы человека
Следы губ человека имеют индивидуальный рельеф, по которому возможна идентификация оставившего их человека. Кроме того, в следах может содержаться слюна, которая исследуется в рамках судебно-медицинской экспертизы.
По таким следам ногтей как царапины, вдавленности идентифицировать конкретного человека нельзя, но они могут содержать в себе информацию о размере руки, форме ногтей. Ногти могут оставлять как статические (деформация поверхности следовоспринимающего объекта при давлении), так и динамические следы (при скольжении — ссадины, следы подчеркивания ногтем).
Следы лба и других участков кожи при наличии достаточной совокупности признаков могут служить для идентификации объекта.
Следы человека биологического происхождения (кровь, сперма, пот и т.д) относятся к следам-веществам и являются важным доказательством. Они бывают малозаметными, под воздействием внешней среды могут менять свои свойства (гнилостные изменения). По расположению следов можно установить механизм их образования, восстановить отдельные элементы преступного события. Так, наличие луж крови говорит о повреждении крупных кровеносных сосудов, брызги крови указывают на повреждение артерий, по форме капель крови определяют примерную высоту их падения.
Следы орудий и инструментов
Механоскопия — это раздел, изучающий следы различных орудий и инструментов. В основном объектами взлома бывают замки, окна, решетки и т.д.
Выделяют механические орудия взлома (кусачки, стеклорезы и т.д.) и термические орудия взлома (аппараты для резки/сварки металла). Термические орудия взлома образуют следы термического воздействия (оплавление краев). Следы механических орудий взлома делятся на следующие виды.
Следы давления. В зависимости от твердости следовоспринимающего объекта остается поверхностный след или объемный (вмятина). Форма следа отражает форму следообразующего объекта. По этим следам можно судить о силе нанесенного удара.
Следы скольжения возникают при воздействии орудия взлома под косым углом.
Следы резания. Чаще всего это следы топора, ножа, в основном на деревянных и металлических поверхностях.
Среди материальных следов орудий и инструментов могут быть не только следы отображения, но и следы-предметы (отделившиеся от орудия части, обломки), следы-вещества (в основном результат воздействия термических орудий, капли расплавленного металла и т.д.).
По следам орудий и инструментов можно получить информацию о способе совершения преступления, навыках преступника, его физических данных (использование отдельных инструментов требует физической силы, по расположению следов возможно определение роста, телосложения и т.п.).
Следы орудий и инструментов фиксируются по общим правилам. Они описываются в протоколе, фотографируются. При необходимости изготавливаются слепки, чертежи.
_________________
Парадоксально, но часто свобода выбора не включает свободу от выбора отказаться.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shulvik Прекрасная леди

Возмутитель спокойствия


Откуда: Харьков

Родители: Эриа
Дети: Germesida, Miss Azil, Кассандра, NATHALIE

СообщениеДобавлено: 30 Окт 2011 02:18    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Трасология - криминалистическое учение о следах, один из центральных разделов криминалистической техники, в котором изучаются теоретические основы и закономерности возникновения следов, отражающих механизм совершения преступления; разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения, изъятия и исследования следов в целях выяснения обстоятельств, значимых для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Трасология уже более полувека применяется и в археологических исследованиях. Археологическая трасология – метод познания деятельности человека в прошлом через изучение её следов: на древних орудиях из камня, кости, металла и/или других материалов, а также следы применения этих орудий – следы обработки.

Следами преступления являются любые изменения среды, возникшие в результате совершения в этой среде преступления. Следы преступления классифицируются на материальные и идеальные следы. К первым относятся «отпечатки» события на любых материальных объектах: предметах, документах, теле потерпевшего и т. д. Под идеальными следами понимают отпечатки события в сознании, памяти преступника, потерпевшего, свидетелей и других людей. Также ряд ученых, анализируя особенности формирования следовой картины при совершении преступления в сфере компьютерной информации, пришли к выводу о необходимости введения понятия «виртуальных следов» как промежуточной стадии между материальными и идеальными.

Трасология изучает только следы механического воздействия, являющиеся подгруппой материальных следов.

Задачи трасологии
Наиболее общая классификация задач трасологии — деление на идентификационные и диагностические задачи. Под идентификацией понимается установление индивидуально определённого объекта, оставившего след, под диагностикой — вывод о способе образования следа.

Примеры более частных задач:
- установление пригодности следов для идентификации
- определение механизма и условий следообразования
- определение свойств и признаков следообразующего объекта
- установление отдельных обстоятельств образования следов
- отождествление объекта, оставившего след
- решение вопроса, не оставлены ли следы, изъятые с мест разных происшествий, одним и тем же объектом.

В трасологии, основываясь на классификации объектов, оставляющих следы, выделяют три крупных ответвления: следы человека (антропоскопия), следы орудий и инструментов и следы транспортных средств.

Разделом трасологии является дактилоскопия — наука о способе идентификации человека по узорам на подушечках ногтевых фаланг пальцев рук человека. Трасология также занимается и изучением папиллярных линий на ладонях. Папиллярные линии пальцев рук считаются исключительно надёжным способом идентификации, поскольку они индивидуальны для каждого человека и достаточно устойчивы. Следы ног позволяют сделать вывод о направлении и темпе движения человека, о росте и особенностях походки, а также об особенностях обуви.

Возможна также идентификация человека по следам зубов. Следы ногтей не имеют достаточно выраженных частных признаков и поэтому непригодны для идентификации, однако могут дать информацию об обстоятельствах событий.

Раздел, изучающий следы орудий и инструментов, ещё называется механоскопия. Изучение следов орудий на месте происшествия может позволить определить механизм взлома, вид применявшегося инструмента, количество и примерные физические характеристики преступников, наличие определённого навыка обращения с инструментом.

В случае, если следы оставлены транспортным средством (колёсами автомобиля, мотоцикла, велосипеда и др.), следы исследуются для ответа на вопрос о направлении движения, типе (марке) транспортного средства и/или его ходовой части (шины). Объектом трасологии также могут быть отделившиеся детали транспортного средства (например, осколки стёкол, частицы краски).

_________________
Любовь лишает людей способности мыслить здраво, зато дарит способность не задумываться о будущем и не лишать себя настоящего. (с)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Шадди Прекрасная леди

Летящий по Пути




Родители: Грейхарт

СообщениеДобавлено: 30 Окт 2011 20:16    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Aelintanaeli, следы зубов впечатляют, отлично)
Shulvik, молодец, пять)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
villars123 Прекрасная леди

Нашедший Прямой Путь


Откуда: Новороссийск

Родители: Skiv

СообщениеДобавлено: 10 Мар 2012 21:15    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

История развития международной охраны авторских прав


Авторское право достигло признания лишь в течение последних нескольких столетий, благодаря изобретению книгопечатания, которое дало книжной торговле новое направление. До этого изобретения распространение всякого сочинения было чрезвычайно трудоемким, затратным по времени и весьма недешевым процессом, поэтому о контрафакции не могло быть и речи. Со времени изобретения книгопечатания книгопродавец не мог уже по заказу заготовлять книги, а печатал их по приблизительному расчету известное число экземпляров, но чтобы быть огражденным от ошибки, он искал средство против чужого издания той же книги. Эта потребность вызвала запрет перепечатки: одному книгопродавцу давалась привилегия на издание определенной книги – впоследствии этот вопрос был урегулирован законом. Такой закон давал издателю исключительное право на воспроизведение и продажу книги. Отсюда уже и для автора вытекала возможность договора с издателем. Таким образом право издателя заключало в себе зародыши авторского права, которое постепенно расширилось и сделалось исключительным правом автора пользоваться плодами своего духовного творчества[1].

До XIX в. вопросами охраны авторских прав не занимались на международном уровне, ибо в этом особенно не было нужды, так как технические средства использования произведений ограничивались территорией страны, а коммерческие рынки для последних были ограничены.

Однако техническая революция (появление кино, радио, звукозаписи и т.п.), расширение международного книжного рынка привели к необходимости поставить вопрос о международной охране авторских прав. Для признания прав иностранных авторов и в свою очередь признания прав отечественных авторов за рубежом стали заключаться двусторонние договоры. Совершенно очевидно, что строить систему международной охраны с помощью двусторонних соглашений непрактично. В связи с этим со временем государства стали прибегать к заключению региональных и многосторонних конвенций.

К региональным конвенциям относится ряд Панамериканских конвенций, в число которых входят: Конвенция в Монтевидео (1889 г.), Конвенция - в Мехико (1902 г.), Конвенция - в Рио-де-Жанейро (1906 г.), Конвенция - в Буэнос- Айресе (1910 г.), Соглашение - в Каракасе (1911 г.), Конвенция - в Гаване (1928 г.), Вашингтонская конвенция (1946 г.). Однако с развитием технических средств распространения произведений становилось все очевидным, что с помощью региональных соглашений международную охрану авторского права не построить[2].

Начало многосторонней международной системе охраны авторского права положили Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886г[3]. и Гаванская конвенция об охране литературной и художественной собственности 1928г. Подробнее эти конвенции в современном их состоянии будут рассмотрены ниже. Здесь ограничимся исторической справкой.

Предпосылкой заключения многосторонних конвенций можно назвать, в частности, следующее: в конце XIX века территориальный характер действия авторского права перестал удовлетворять интересам крупных издательств, которые стремились к наиболее широкой коммерческой реализации своих прав на произведения литературы и искусства. Интересы издательств особенно страдали в странах одного языка. Можно привести такой пример. Произведение, которое печаталось фирмой в Англии, предприимчивый американский издатель по телеграфу частями передал в США. В результате произведение было издано в США раньше, чем в Англии. Возникла конкурен­ция, которая, естественно, подрывала интересы первой фирмы, издающей свои произведения на том же английском языке. Никакого вознаграждения первой издательской фирме выплачено не было в силу территориального характера действия авторского права[4].

Вдохновителем Бернской конвенции был Виктор Гюго и французские интеллектуалы середины 19 столетия, которые полагали, что индивидуальный автор был отстранен от справедливой экономической прибыли, извлекаемой из плодов его творчества. В 1886 году участниками Бернской конвенции были всего 10 стран (прежде всего, в устранении территориального характера авторского права были заинтересованы крупные издательские фирмы). Участники не ставили перед собой цель подробно регламентировать права авторов. Основными задачами являлись закрепление принципа национального режима и предоставление минимального объема охраны авторских прав. В Конвенции специально оговаривалось право государств-участников заключать дополнительные двусторонние соглашения, направленные на предоставление авторам больших прав, чем было закреплено в самой Конвенции.

В соответствии с Бернской конвенцией был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств-участников.

Текст Конвенции неоднократно менялся (дополнена в Париже 4 мая 1896 г., пересмотрена в Берлине 13 ноября 1908 г., дополнена в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотрена в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., изменена 2 октября 1979 г.).

Существенными изменениями можно назвать:

- Париж 1896г.: закреплено понятие «публикация», отменено ограниченное ранее десятью годами право автора на перевод. Закреплено положение о том, что охрана предоставляется произведению, впервые опубликованному в государстве-участнике даже тогда, когда автор является гражданином (подданным) государства-не участника.

- Берлин 1908г.: установлен срок охраны авторского права в пределах продолжительности жизни автора и 50 годами после его смерти. Расширен круг объектов произведений искусства.

- Рим 1928г.: появилась норма о признании за автором права на трансляцию произведения по радио.

На фоне происходящих изменений в Конвенции, естественно, изменялось и национальное законодательство стран-участников. Наряду с совершенствованием системы охраны авторских прав на европейском пространстве, интенсивно развивалась и система защиты тех же прав в новом свете. Первым шагом стало принятие в 1889г. на конференции в Монтевидео Конвенции о создании Союза американских государств в области литературной и художественной собственности. Основным принципом данной Конвенции стал принцип национального режима[5].

Впоследствии появились иные многочисленные американские конвенции: Конвенция об охране литературной и художественной собственности 1902г., Конвенция об охране патентов на изобретения, промышленных рисунков и образцов, товарных знаков и торговых марок, литературной и художественной собственности 1906г., Конвенции об охране литературной и художественной собственности 1910г.

Своеобразным итогом развития американского правового регулирования отношений в сфере авторского права стала Гаванская конвенция 1928г.

И Гаванская, и Бернская конвенция (в редакции Римского акта 1928г.) по сути были аналогичными нормативными актами с той лишь разницей, что распространяли они свое действие в различных частях света. В связи с этим возник вопрос о необходимости выработки единой всемирной конвенции по охране авторских прав.

Изучение вопроса о принятии единой конвенции проходило в рамках Лиги Наций. Однако этот процесс столкнулся с множеством трудностей – как субъективных (выработка единого подхода с учетом американских и европейских традиций), так и объективных – начало Второй мировой войны. По окончании войны и на американском и на европейском континенте были приняты и пересмотрены вновь собственные конвенции.

Таким образом, вплоть до 50-х годов XX в. Бернская конвенция была практически единственным многосторонним международным соглашением в сфере охраны авторских прав. Позже ситуация изменилась в связи со вступлением в силу Всемирной конвенции об авторском праве - 1952 год ознаменовался принятием не имеющей обратной силы (в отличие от Бернской конвенции) Всемирной конвенции об авторском праве[6].

Принятие этой многосторонней международной конвенции, охраняющей авторские права, было обусловлено в первую очередь невозможностью для многих стран обеспечить высокий уровень охраны, предоставляемой Бернской конвенцией. Казалось бы, принятие Всемирной конвенции должно было ослабить позиции Бернской. Однако некоторые ее нормы направлены именно на укрепление положений Бернской конвенции.

В преамбуле к Всемирной конвенции договаривающиеся государства декларируют, что конвенция является дополнением уже действующих международных систем охраны и не затрагивает их. В первую очередь это заявление касается Бернского союза.

Согласно дополнительной Декларации Всемирной конвенции, относящейся к ст.17, если страна выйдет после 1 января 1951 г. из состава Бернского союза, то не будет пользоваться в странах этого союза охраной, предоставляемой Всемирной конвенцией. Данное правило было введено во избежание выхода стран-членов из Бернского союза ради более низкого уровня охраны, предоставляемой Всемирной конвенцией. На укрепление положения Бернского союза направлено и второе правило данной Декларации, согласно которому Всемирная конвенция не применяется к охране произведений в отношении стран, связанных Бернской конвенцией. Помимо укреплений положения Бернской конвенции по охране авторских прав положительное значение данных правил и в том, что они не допустили ослабления общего уровня международной охраны. С течением времени многие страны, бывшие членами только Всемирной конвенции в редакции 1952 или 1971 г., стали присоединяться к Бернской конвенции, предоставляющей более высокий уровень охраны, и отношения между ними регулируются уже в соответствии с ее нормами[7].

Всемирная конвенция вовлекла в систему международной охраны авторских прав новые страны. Согласно информации, размещенной на официальном сайте ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности), на начало 2007 года членами Всемирной конвенции являются 184 государства.

Так вкратце можно охарактеризовать историю становления международной охраны авторских прав. Нельзя не упомянуть и Парижские конференции 1971г., на которых были пересмотрены Бернская и Всемирная конвенции.

Здесь нельзя не сказать о генезисе норм о защите авторского права в России. Известно, что история становления авторского права как самостоятельного направления общественных отношений и законодательства в России разительно отличается от аналогичных явлений в западных странах. Россия в лице властных органов имела собственный взгляд на отношения, возникающие в связи с авторством и результатами интеллектуального труда. В связи с этим законодательное регулирование авторского права начало зарождаться и развиваться довольно поздно – ближе к концу XIX века.

Промышленная революция пришла в Россию позже, чем в Европу, и влияние ее было сильно ограничено, поскольку Россия были преимущественно аграрной страной. Книгоиздательское дело вплоть до конца XVIII века считалось государственной монополией: при значительном количестве казенных заводов частных типографий было единицы. Первое разрешение на открытие частной типографии было выдано в 1771 г. иностранцу, притом с разрешением печатать книги только на иностранных языках, чтобы не наблюдалось конкуренции с государственными типографиями в области книг на русском языке. Вскоре, однако, государственным указом было разрешено открывать «вольные» типографии повсеместно, но такое положение дел сохранилось ненадолго, поскольку в 1796 году указ был отменен как чересчур либеральный. В 1801 г. император Александр I вновь разрешает открывать частные типографии, но доминирующее положение государства в сфере издательского дела сохраняется вплоть до середины XIX века. В этих условиях, как совершенно справедливо замечает А.П.Сергеев, в условиях отсутствия конкуренции между издателями в России не было главных объективных предпосылок для появления авторского права[8].

В России охрана авторского права общим законом (привилегии отдельным лицам и учреждениям выдавались и раньше) начинается «Положением о правах сочинителей», изданном в 1828 г. в виде приложения к цензурному уставу (всего пять статей). Связь авторских отношений с цензурным правом неслучайна: дело в том, что первоначально, выдавая издателям разрешение на печатание книг, цензура совершенно не интересовалась тем, обладают ли издатели соответствующими правами на произведения, что естественно, было лазейкой для разного рода мошенничества со стороны издателей, в частности в виде сознательного введения публики в заблуждение относительно авторства (творца) распространяемой книги. Правительство было вынуждено принять меры и в 1816 г. Министерством народного просвещения было издано распоряжение о том, чтобы при представлении рукописей на цензуру к ним прилагались доказательства прав издателя на подачу рукописи к напечатанию. Таким образом, с появлением указанного распоряжения вопрос о правах издателя впервые ставился в зависимость от авторского права создателя произведения[9].

В дельнейшем развитие законодательства об авторском праве шло с нарастанием. В 1830 году был принят Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», фактически признавший права автора правом собственности. В отношении автора закон указывали, что автор может пользоваться «во всю жизнь своим произведением, как имуществом благоприобретенным», но этим главным образом отмечалось, что имущественная ценность авторского права не имеет родового характера, причем этой имущественной ценностью отнюдь не исчерпывалась в законе вся сущность прав автора - закон не отвергал и личных прав автора. В 1845-48 гг. появляются законы для ограждения авторских прав в области музыкального и художественного творчества. Принятые законы совершенствовались, изменялись (в частности, срок авторского права, первоначально установленный в 25 лет со дня смерти автора увеличился до 35 лет), но все равно с течением времени эти нормы устаревали, не отвечали требованиям жизни настолько, что дальнейшее их применение по заявлению правительства «грозило бы серьезной опасностью для всего нашего просвещения и культуры»[10]. В виду этого действовавшие узаконения были подвергнуты коренной переработке и заменены новым законом в марте 1911 г., составленным по образцу лучших западноевропейских законодательств – Положением об авторском праве[11]. Стоит ли говорить о том, что цельный законодательный акт, посвященный регулированию отношений авторов, правообладателей, пользователей, имущественных и неимущественных интересов указанных лиц являет собой огромный шаг вперед в деле охраны духовной стороны человеческой личности и человеческой деятельности.

Закон (Положение) 1911 года не содержит определения авторского права. Как отмечает современник, С.А.Беляцкин, в этом и не было нужды, поскольку охватить одной определяющей формулой все разнообразие авторских правоотношений просто невозможно. Но, во всяком случае, если пытаться дать определение авторского права, которое разумел законодатель, то оно должно включать: 1) господство лица над выраженными во внешней форме продуктами его индивидуального духовного творчества, обнимаемыми понятием произведения искусства в широком смысле слова (литературы, художества, музыки) и 2) известная степень господства общества над произведением искусства своего сочлена[12].

Этот весомый для российского авторского права нормативный акт, который хоть и не уровнял права российских авторов в полном объеме с правами авторов стран-участниц Бернской конвенции, вывел страну на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений.

По Положению авторское право принадлежит сочинителю или переводчику чужого сочинения, композитору, живописцу, ваятелю, граверу, архитектору, фотографу — вообще всякому создателю литературного, научного, художественного и иного произведения; авторское право присваивается также издателям древних рукописей; составителям сборников народных песен, рисунков, пословиц, сказок, былин и т. п.; издателям газет, журналов и др. повременных изданий, а равно энциклопедических словарей и пр. сборных изданий. Авторским правом пользуются не только отдельные люди, но и целые учреждения, напр., университеты или академии на издаваемые ими труды, сборники и т. п.

Нарушение авторского права выражается, главным образом, в контрафакции, т.е. в противозаконном издании чужого произведения (как оно есть, полностью или в виде заимствований, превышающих допускаемые законом размеры) и в плагиате, т.е. в присвоении себе авторства (издание чужого произведения под своим именем; скрытые заимствования без указания источника). Нарушение авторского права влечет за собою гражданскую ответственность (возмещение убытков; отобрание, уничтожение, приведение в негодность противозаконно изданных экземпляров и орудий, изготовленных для противозаконного издания), а при умышленности может быть преследуемо в уголовном порядке[13].

Приход новой власти после революции 1917 года привел к отмене всего массива имперского гражданского законодательства, в том числе и авторского. В первых «авторских» законах советского правительства прослеживается тенденция вообще упразднить право интеллектуальной собственности. Так, Декретом «О государственном издательстве» от 29 декабря 1917 г., специальной комиссии предоставлялось право устанавливать ограниченную сроком 5 лет государственную монополию на произведения некоторых авторов (эти действия были осуществлены в отношении произведений 23 русских писателей, уже умерших к тому времени). Декретом «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» от 26 ноября 1918 г. в собственность государства переходили произведения целого ряда писателей и композиторов. За использование произведений, объявленных достоянием государства, организации-пользователи обязывались выплачивать авторам гонорар по установленным ставкам. Права наследников умерших авторов по общему правилу не признавались[14].

Период нэпа частично восстановил систему исключительных прав. Основы авторского права 1925 и 1928 гг. признавали права авторов на произведения (пожизненно, в переходом к наследникам на срок 15 лет после смерти автора), предусматривалось использование произведений только на основе авторского договора. В порядке законодательства союзных республик в дополнение к Основам могли издаваться постановления.

Итак, по Основам 1925 года в СССР авторское право распространялось на всякое произведение литературы, науки и искусства, каковы бы ни были способ и форма его произведения, а равно его достоинство и назначение в частности: устные произведения (речи, лекции, доклады и т. п.); письменные произведения (книги, статьи, сборники и др.); произведения драматические и музыкально-драматические; переводы: произведения хореографические и пантомимы, в отношении постановки которых имеются указания, изложенные на письме или иным способом; кинематографические сценарии, имеющие свойства самостоятельных произведений; музыкальные произведения; произведения живописи, скульптуры, архитектуры, графических искусств; иллюстрации, географические карты; планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к наукам, технике или к постановке на сцене; кино-ленты; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными с фотографией, и т. п. (ст.2 Основ). Указание на «и т.п.» говорит о том, что перечень не был исчерпывающим и вполне мог дополняться новыми видами произведений в будущем.

Срок авторского права устанавливался в 25 лет, что вдвое меньше срока, который к тому времени существовал в западных странах. Для некоторых менее ценных видов произведений были установлены более краткие сроки (для произведений хореографических, пантомим, киносценариев, кинолент и для издателей повременных изданий и энциклопедических словарей —10 лет; для фотографических снимков — 3 года; для собраний этих снимков — 5 лет). Более того, после смерти авторское право переходило к наследникам не всегда, а лишь в определенном случае, а именно: если к 1 января того года, в котором умер автор, не истекут указанные 25-летний или более краткие сроки, то авторское право переходит к наследникам автора на время, остающееся до истечения этого срока, однако, во всяком, случав, не более, как на 15 лет, начиная со смерти автора[15].

Закон «Основы авторского права» 1928 года определяет природу авторского права следующим образом: автор имеет исключительное право под своим именем (или под условным именем – псевдонимом), или без обозначения имени (анонимно) выпустить в свет свое произведение и в течение установленного в законе срока всеми позволенными в законе способами воспроизводить и распространять его, а равно извлекать всеми законными способами имущественные выгоды из названного исключительного права[16].

Примечательно то, что, ставя задачей всемерную защиту личных и имущественных интересов автора, советское авторское право также ставит задачей широкое распространение произведений литературы, науки и искусства среди трудящихся, поэтому в ряде случаев в интересах социалистического общества произведение могло использоваться помимо (и вопреки) согласия (воли) автора.

Кроме Основ авторские правоотношения регулировались иными актами – Постановлением СНК РСФСР от 12 июля 1944 г. «Об авторском гонораре», ведомственными инструкциями и циркулярами, устанавливающими минимальные ставки авторского гонорара, нормы тиража изданий, типовой издательский договор и пр.

В 60-е годы серьезных изменений в авторском законодательстве не наблюдалось, если не считать того факта, что в ходе проводившейся в тот период кодификации законодательства было решено включить законодательство об авторском право в качестве самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик[17] и в гражданские кодексы союзных республик.

Гражданский кодекс РСФРС 1964 г.[18] в разделе IV содержал основы советского авторского права, которые, действуют по сей день в части, не противоречащей иному законодательству Российской Федерации. В основном интересующие нас положения кодекса уже заменены соответствующими российскими законами, однако ряд норм не имеет аналогов в новом законодательстве. К примеру, ст. 492 ГК РСФСР устанавливает возможность без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием фамилии автора, произведение которого использовано, и источника заимствования: 1) использование чужого изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения, кроме переработки повествовательного произведения в драматическое либо в сценарий и наоборот, а также переработки драматического произведения в сценарий и наоборот. Таким образом, речь идет о случаях взаимоотношений авторов двух произведений при такой высокой степени самостоятельности нового произведения, которая уже не позволяет относить его к производным произведениям[19].

27 февраля 1973 года Советский Союз присоединился к Женевской конвенции об авторском праве 1952 г. В свете требований международного законодательства, были пересмотрены советские нормы об авторском праве, в частности, увеличен срок охраны права до 25 лет после смерти автора. Советское правительство заявляло также о том, что готово присоединиться и к Бернской конвенции, и по сути данный вопрос считался уже в принципе решенным. Поэтому был разработан соответствующий раздел «Авторское право» в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.[20]. Этим документом было исключено свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также публичное исполнение опубликованных произведений без согласия автора; был расширен круг охраняемых произведений, увеличен срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора, введена охрана т.н. «смежных прав».

Одновременно с этим велись работы по подготовке специального закона, регулирующего авторские правоотношения. Введение в действие Закона РФ от 9 июля 1993 г. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» прекратило действие соответствующего раздела Основ. Началась современная веха развития авторского права России.



[1] Международная охрана авторского права. Из сборника Юридический вестник, том XXVIII книга вторая и третья. - Москва, Типография А.И. Мамонтова и Ко, 1888 г. – с.226-227.

[2] Близнец И.А. Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы. – М., 2001.

[3] Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2003г. - №9. – с.3.

[4] Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. М.: Юристъ, 1999. - с.261.

[5] Федосеева Г.Ю. Международное частное право. Учебник. – М.: Эксмо, 2005. – с.291-292.

[6] Всемирная конвенция об авторском праве (подписанная в Женеве 6 сентября 1952 г.) // Собрание Постановлений Правительства СССР, 1973 г., - №24 - Ст. 139.

[7] Еремин А.В. Изменение роли Бернской конвенции в международной охране авторских прав // Гражданин и право – 2006 - №7.

[8] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М.: Проспект, 2004. – С. 34.

[9] Там же, С. 35.

[10] Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. — Петроград, 1916.

[11] Собрание узаконений и распоряжений Правительства, изд. при Правительствующем Сенате. СПб., 1911 г., 1-е полугодие. Ст. 560.

[12] Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - Спб.: Издание юридического книжного склада «Право», 1912.

[13] «Авторское право». Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. Том XI Общественно-юридический. 2-й полутом. - Типография т-ва Сытина. М., 1912. – С.192-196.

[14] См. Сергеев, Указ. соч. - С.36-37., Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). – М.: Норма, 2000. – С. 18.

[15] Основы советского права / Под. ред. Д. Магеровского. – Гос. изд-во Москва-Ленинград, 1927. – С.262-263.

[16] Гражданское право / Под. ред. С.Н. Братуся. – М., Юр. изд-во Мин. Юст. СССР, 1947. – С.390-391.

[17] Ведомости Верховного Совета СССР, 1961г., - №50 - Ст.525

[18] Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР - 18 июня 1964 г., - №24 - Ст. 406.

[19] Калятин, Указ. соч. - С.22.

[20] Основы Гражданского Законодательство Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. №2211-I) // Ведомости ВС СССР - 26 июня 1991 г. - №26 - Ст. 733.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
villars123 Прекрасная леди

Нашедший Прямой Путь


Откуда: Новороссийск

Родители: Skiv

СообщениеДобавлено: 10 Мар 2012 21:28    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Темы для курсовых: проблемы авторского права наследников Маяковского В.В., Толстого Л.Н., Куприна А.И., Булгакова М.А., Маршака С.Я.

Последний раз редактировалось: villars123 (11 Мар 2012 11:41), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shelena Прекрасная леди

Наше Мурлычество
Наше Мурлычество


Откуда: Московская Область

Родители: Леди Ра,ота и Знахарь Дмитрий
Дети: Agatha, Мэтр Оливье

СообщениеДобавлено: 10 Мар 2012 21:37    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Завершилась тяжба претенденток на наследство Михаила Афанасьевича Булгакова. Истцами в Никулинском районном суде г. Москвы выступили "полнородные" племянницы писателя Варвара Михайловна и Ирина Леонидовна. Ответчиками являлись наследники авторского права писателя, третьими лицами были привлечены нотариусы, выдававшие в разные годы свидетельства о праве наследования.
Ссылаясь на ст. 1155 ГК РФ, истицы просили восстановить срок для принятия ими наследства писателя, умершего в 1940 г., и признать их наследницами второй очереди по "праву представления". Они также просили признать недействительными свидетельства о праве наследования лиц, унаследовавших авторское право М.А. Булгакова от супруги писателя Елены Сергеевны Булгаковой, умершей в 1970 г.
Племянников у Булгакова много, ведь у него было трое братьев и три сестры. Однако данный факт не имеет значения, т.к. в 1940 г. после смерти писателя все его имущество унаследовала его супруга Елена Сергеевна (детей у М.А. Булгакова не было). Следовательно, имущество писателя как таковое перестало существовать. В соответствии с законодательством, действовавшим на момент открытия наследства М.А. Булгакова (имеются в виду Основы гражданского законодательства 1928 г. и Гражданский кодекс 1922 г.), круг наследников был ограничен: ни сестры, ни племянники и племянницы наследниками не признавались. При отсутствии детей, внуков и правнуков у М.А. Булгакова единственной наследницей писателя являлась пережившая его супруга Е.С. Булгакова.
Вступившим в права наследования признавался наследник, находящийся в месте нахождения имущества наследодателя. Такой наследник (в данном случае супруга писателя) презюмировался вступившим в права наследования, если только в 3-месячный срок со дня открытия наследства им не было заявлено суду об отказе в принятии наследства. Факт принятия Е.С. Булгаковой наследства истцы признали. Судебного решения об отказе вдовы в принятии наследства умершего супруга истцы не представили и на него не ссылались (за его очевидным отсутствием).
Наследник мог просить о выдаче свидетельства, однако получение свидетельства являлось (как и в настоящее время) правом, но не обязанностью наследника и не влекло (как и не влечет) правовых последствий.
Следовательно, правоотношения, связанные с открытием наследства М.А. Булгакова в 1940 г., закончились с принятием наследства вдовой писателя. Доказать непринятие Е.С. Булгаковой наследства (т.е. представить судебное решение) должны были истцы. Нормы раздела V ГК РФ на эти правоотношения не распространяются (ст. 4 ГК РФ).
По мнению истцов, перерывы в сроках охраны произведений М.А. Булгакова в СССР и в России имеют значение для изменения круга наследников, т.е. открывают наследство заново. На самом деле это не так. Во-первых, срок охраны произведений писателя не прерывался. Во-вторых, несмотря на то что в СССР и в России (но не за рубежом) срок действия авторского права на произведения писателя имел перерыв, это не влекло новой процедуры принятия наследства 1940 г. В соответствии с вышеуказанным законодательством наследница приняла всю наследственную массу, т.е. получила всю совокупность имущественных прав и обязанностей наследодателя. Соответственно появление новых имущественных прав или обязанностей (права собственности на предметы обихода, на обнаруженный после вступления в права наследования жилой дом, выявленные вклады, право требования по различным договорам наследодателя и т.д.) не отменяет наследника и не аннулирует его наследственных прав.
Никак нельзя согласиться с заявлением истцов о возможности применения положений раздела V ГК РФ к отношениям, завершившимся в 1940 г. ГК РФ не имеет обратной силы и не применяется по отношениям, возникшим (открытие наследства) и закончившимся (принятие наследства) до его введения в действие, а именно в 1940 г.
Право представления, на основании которого, по мнению истцов, они наследуют как дети сестер М.А. Булгакова, не было предусмотрено законодательством, действовавшим во время открытия наследства. В соответствии с представленными документами мать и наследодатель одного из истцов умерла в 1954 г. Из этого следуют два вывода:
- истцом на 50 лет пропущен срок давности для обращения по поводу наследования матери;
- поскольку сестра писателя (мать истца) была жива до открытия в 1940 г. наследства М.А. Булгакова, ссылка истца на свое "право представления" и вовсе непонятна.
Истцы, совершенно безосновательно ссылаясь на нормы раздела V ГК РФ, якобы имеющих обратную силу для правоотношений, завершившихся более 60 лет назад, забыли о том, что ими пропущены также и срок принятия наследства, установленный ст. 1154 ГК РФ, и срок, указанный в ст. 6 Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ (в ред. от 11 ноября 2003 г.).
Упоминая о Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. (в ред. от 20 июля 2004 г.), истцы задали "в этой связи" вопрос о том, кто в настоящее время является наследником авторских прав М.А. Булгакова. Вопрос не актуален (Закону почти 11 лет, а за год до принятия Закона 50-летний срок был введен Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик). Сами же истцы и ответили на этот вопрос: наследниками авторского права М.А. Булгакова являются ответчики, унаследовавшие эти права от родителей - потомков вдовы писателя Елены Сергеевны. Так, ответчик Шиловский Сергей Сергеевич является внуком Е.С. Булгаковой - сыном ее сына (совместно проживавшего с писателем). Вторая наследница - правнучка Елены Сергеевны (внучка ее второго сына). При наличии наследников первой очереди другие родственники М.А. Булгакова могли бы наследовать после смерти Е.С. Булгаковой только при наличии ее завещания с указанием на этих родственников (сестер, племянниц и т.д.). Такого завещания не было, и истцы на него не ссылались.
Адвокат истцов настаивал на привлечении к участию в деле Федеральной налоговой службы РФ, поскольку, по его мнению, в связи с истечением срока действия авторского права на произведения Булгакова "авторское право перейдет в общественное достояние". Адвокат полагал, что могут быть установлены специальные отчисления за использование неохраняемых произведений, чем, очевидно, должна заняться Федеральная налоговая служба. И это при том, что срок действия авторского права на основные произведения М.А. Булгакова в ближайшие три десятилетия не истекает, а Федеральная налоговая служба, которая не имеет никакого отношения к отчислениям за неохраняемые произведения, ликвидирована.
Были и другие ходатайства: проверить полномочия нотариусов, истребовать из архива наследственные дела и т.д.
В завершающем судебном заседании адвокату племянниц был задан вопрос: претендуют ли истцы на квартиру Булгакова, иное его имущество (ковер старинный ручной работы и т.д.)? Адвокат пояснил, что "все имущество Булгакова было законно унаследовано" (!), а истцы намерены добиваться только авторских прав. Но можно ли наследовать с условиями и оговорками? Конечно, нет, истцы либо принимают всю наследственную массу (с квартирой и ковром), либо отказываются от всего наследства. Далее представитель ответчиков пояснил, что даже в те времена, когда в СССР и в России произведения М.А. Булгакова использовались свободно, они охранялись за рубежом в соответствии с законодательством страны происхождения (в силу того, что впервые были опубликованы, например, во Франции). И неожиданно выяснилось, что истцы вовсе не претендуют на авторские права во всем мире и полагают, что наследники (ответчики) обладают этими правами, как и ковром, законно. Истцы, оказывается, хотели бы стать наследниками авторских прав только на территории России.
Дальше - больше. В уточнении искового заявления прозвучало буквально следующее: "Если же суд не признает за нами права наследников М.А. Булгакова, будет справедливым и законным признание творческого наследия классика общественным достоянием". То есть если не себе, то никому! Суд предложил истцам определиться, чего они хотят: либо признать за ними авторские права, либо признать отсутствие таких прав вообще, ведь эти два требования очевидно исключают друг друга. После некоторых колебаний требование о признании произведений писателя общественным достоянием адвокатом истцов было снято.
К величайшему огорчению представителя ответчиков (законных наследников М.А. Булгакова) - автора настоящей статьи, не без оснований надеявшегося на столь же увлекательное завершение интересного процесса, сразу после исследования судом материалов дела адвокат племянниц заявил об отказе от исковых требований в полном объеме. Отказ был принят, производство по делу прекращено.
http://www.lawmix.ru/comm/2251/
_________________
Если вы до сих пор не в сказке, значит с вами не тот волшебник.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
villars123 Прекрасная леди

Нашедший Прямой Путь


Откуда: Новороссийск

Родители: Skiv

СообщениеДобавлено: 10 Мар 2012 21:51    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Shelena

Отлично!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Серый крот Горячий кабальеро

Мастер всевозможных Путей





СообщениеДобавлено: 11 Мар 2012 01:41    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

В отношении наследия В.В.Маяковского и возможных прав его наследников.

В данном случае нам нужно ответить на два вопроса: кто может являться наследником творческого наследия поэта и каковы их авторские права на данный момент.

По первому вопросу можно сказать следующее:

Как известно на момент смерти поэта официально оформленного завещания не существовало. В его качестве пытаются использовать предсмертную записку «Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите, — это не способ (другим не советую) — но у меня выходов нет. Лиля — люби меня. Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Счастливо оставаться».
Прежде всего, обратимся к строке, где поэт перечисляет состав "семьи". Родных он упоминает дважды. Но там, где обращение носит чисто эмоциональный характер, они названы первыми, а в том месте, где, по сути, перечисляются наследники, родные оказываются после Л. Брик. Сразу после смерти поэта были сделаны попытки оспорить данное "завещание". Сестра Маяковского Людмила заявила, что ни секунды не верит в самоубийство брата, открыто называла Бриков страшными людьми и утверждала, что было кому подделать почерк Володи. Тем временем Л.Брик начала кампанию по закреплению за собой официального статуса вдовы Маяковского - и это при живом, совершенно законном муже! Но Лиля знала, что делала: она намертво закрепляла за собой право на все литературное наследие поэта. Для этого во всевозможные инстанции ею писались слезные письма, где утверждалось, что «Маяковский и Брики прожили жизнь и духовно, и большей частью территориально вместе». И добилась своего -- Лилино право на наследство закреплено постановлением ВЦИК и СНК РСФСР. Ну а В. Полонской, в нарушение воли поэта, не досталось ничего.
Постановление СНК РСФСР «Об увековечении памяти тов. Вл. Вл. Маяковского» было подписано председателем СНК С. И. Сырцовым 23 июля 1930 года и опубликовано в «Известиях» 27-го. Оно гласило:
«Принимая во внимание заслуги перед трудящимися массами скончавшегося поэта пролетарской революции В. В. Маяковского, Совнарком РСФСР, признавая необходимым увековечить память о нем и обеспечить его семью, постановляет:
1) Обязать Государственное издательство РСФСР издать под наблюдением Лили Юрьевны Брик полное академическое собрание сочинений В. В. Маяковского.
2) Назначить с 1 мая 1930 года семье В. В. Маяковского в составе Лили Юрьевны Брик, Александры Алексеевны Маяковской, Людмилы Владимировны Маяковской и Ольги Владимировны Маяковской персональную пенсию в размере трехсот рублей.
3) Просить Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР предложить Коммунистической академии организовать кабинет В. В. Маяковского, а также разрешить вопрос о сохранении его комнаты».
Отдельным постановлением было закреплено право литературного наследства одной половины за Л. Ю. Брик и другой — за матерью и сестрами.
Данное решение не могло быть опротестовано и вступило в законную силу. Таким образом, возможных наследников можно искать среди потомков Л.Брик, матери и сестер поэта.

Ответим на второй вопрос: сохранили ли они какие то права на наследие в настоящее время?
Как известно срок действия исключительного права на произведение следует определять по законодательству государства, в котором «испрашивается охрана», согласно Всемирной конвенции об авторском праве, пересмотренной в Париже 24 июля 1971 года
В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (вступившей в действие 1 января 2008 года) статьёй 1281, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (за исключением отдельных особо оговоренных случаев). По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием. Поскольку смерть В.В.Маяковского была в 1930 году, то все его творческое наследие с 2000 г. является общественным достоянием.

В качестве примера решения, поддерживающего эту позицию можно использовать решение Палаты по патентным спорам России в 2011 г., когда "Ливенская кондитерская фабрика" подала возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку "Юбилейное" кондитерской фабрике "Большевик". Заявитель в частности обращал внимание на то, что этот бренд тождественен названию известного в России произведения литературы – стихотворению "Юбилейное" Владимира Маяковского, которое было написано в 1924 году задолго до даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака — 30 сентября 1994 года. Кроме того, "Ливенская кондитерская фабрика" обращала внимание на то, что "Большевик" "не имеет согласия правообладателя в связи со смертью правообладателя — автора произведения В. Маяковского в 1930-м году". Палата по патентным спорам России рассмотрев это дело, сочла, что иск в защите авторских прав В. Маяковского не дает оснований для удовлетворения так как " срок действия авторского права на стихотворение истек и оно перешло в общественное достояние".

Источники: http://perevol.ru/ideya-o-sozdanii/index.html
http://pravo.ru/news/view/61875/
база "Гарант"
_________________
Ходы кривые роет подземный умный крот
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
villars123 Прекрасная леди

Нашедший Прямой Путь


Откуда: Новороссийск

Родители: Skiv

СообщениеДобавлено: 11 Мар 2012 12:06    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Серый крот
Маленькое дополнение:
Цитата:
"В соответствии с законом об авторском гонораре, существовавшем до 1958 года, наследники писателей в течение 15 лет получали авторский гонорар полностью. Это приводило к их неоправданному обогащению. Так, например, наследники Маяковского только за послевоенный период получили свыше 5 млн рублей (срок пользования авторским правом наследникам Маяковского был установлен в виде исключения пожизненно и лишь в 1955 году — через 25 лет после смерти поэта — прекращен).


Отлично!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Серый крот Горячий кабальеро

Мастер всевозможных Путей





СообщениеДобавлено: 11 Мар 2012 22:59    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

villars123
Ну это было все в строку с тем, что 50 лет назад, в сентябре 1958 года, идеологическая комиссия ЦК КПСС решила принудительно выкупить авторские права у наследников Алексея Толстого. Чуть позже подняли вопрос о том, что авторы безобразно обогащаются и пошло...

Цитата:
Осенью 1958 года вся культурная Москва была потрясена известием о самоубийстве известной переводчицы Александры Кривцовой и ее мужа — одного из лучших переводчиков страны Евгения Ланна. Ходили слухи о том, что у Кривцовой нашли рак и она, боясь мучений, решила уйти из жизни. А не представлявший себе жизни без жены Ланн последовал ее примеру.

Однако у этой версии были некоторые изъяны. Супруги, мягко говоря, не имели материальных проблем и могли позволить себе долгую и относительно безболезненную для Кривцовой борьбу с болезнью. К примеру, Ланн вот-вот должен был получить гонорар за издававшееся при его активном участии тридцатитомное собрание сочинений Чарльза Диккенса — 800 тысяч рублей (для сравнения: только что появившаяся в продаже мечта всех автолюбителей страны "Волга" стоила 25 тысяч). Такое богатство, разумеется, не могло не вызывать злобы и зависти в литературной среде, так что супругов, отличавшихся, по воспоминаниям знавших их людей, нервозностью, к роковому решению вполне могли подтолкнуть тайные завистники. К тому же в ЦК КПСС в это время рассматривался вопрос о том, платить ли Ланну положенные ему по закону невероятно большие деньги. Так что его крайне своевременный уход из жизни позволял сэкономить немалые средства.

Вопрос о том, как и сколько платить деятелям культуры, встал перед большевиками вскоре после разгона избранного народом Учредительного собрания. Они сознавали, что всякая нелегитимная власть чего-то стоит лишь в том случае, если умеет себя прославлять. И потому наряду с уничтожением явных и тайных врагов нового строя взялись за привлечение на свою сторону представителей творческой интеллигенции, известных как в СССР, так и в остальном мире. Их слово в поддержку большевиков дорогого стоило, и советское руководство было готово достаточно дорого за него платить. Так, деятелей науки и культуры, приходивших в голодные годы гражданской войны на поклон к Ленину и другим большевистским руководителям, обеспечивали пайками.

Чтобы гарантировать лояльность знаменитостей, им выдавали охранные грамоты на обширные квартиры и особняки, и никакие ответственные низовые товарищи уже не могли их уплотнить в соответствии с законами революционного времени. Так, звезда мировой величины певец Федор Шаляпин жил в своем московском особняке на Новинском бульваре до самого отъезда на зарубежные гастроли в 1922 году, из которых в СССР он уже не вернулся. Другому известному во всем мире москвичу — режиссеру Константину Сергеевичу Станиславскому — вместо дома в Каретном ряду, изъятого под гараж Совнаркома, советская власть предоставила особняк в Леонтьевском переулке. Обширную недвижимость позднее пожаловали и видным писателям — буревестнику революции Горькому и чуть было не погрязшему в контрреволюции Алексею Толстому.

Не обходили звезд и денежными выплатами. К примеру, в 1922 году с Горьким заключили договор об издании собрания сочинений. Причем на лучшей бумаге и полиграфической базе — в Германии. Грандиозным для своего времени стал и гонорар предпочитавшего жить за границей пролетарского писателя — 100 тысяч золотых рублей, которые совсем не просто было найти в только что пережившей войну и голод стране.

Вопрос о менее заметных в культурных кругах деятелях искусства в конце июня 1922 года поставил на повестку дня Политбюро Лев Троцкий. В письме коллегам он писал:

"Мы, несомненно, рискуем растерять молодых поэтов, художников и пр., тяготеющих к нам. Никакого или почти никакого внимания к ним нет, вернее сказать, внимание к отдельным лицам проявляется случайно отдельными советскими работниками или чисто кустарным путем. В материальном смысле мы даже наиболее даровитых и революционных толкаем к буржуазным или враждебным нам издательствам, где эти молодые поэты вынуждены равняться по фронту, т. е. скрывать свои симпатии к нам... Вопрос о форме поддержки молодых поэтов подлежит особому рассмотрению. Лучше всего, разумеется, если бы эта поддержка выражалась в форме гонорара (индивидуализированного), но для этого нужно, чтобы молодым авторам было где печататься. "Красная Новь" ввиду ее чисто партийного характера — недостаточное для них поле деятельности. Может быть, придется создать непартийный, чисто художественный журнал под общим твердым руководством, но с достаточным простором для индивидуальных "уклонений"... Во всяком случае, на это придется, очевидно, ассигновать некоторую сумму денег".

Обычно любые предложения Троцкого Сталин встречал в штыки, но вскоре неожиданно для всех члены Политбюро получили сталинское письмо, где говорилось о полной поддержке этого замысла:

"Возбужденный тов. Троцким вопрос о завоевании близких к нам молодых поэтов путем материальной и моральной их поддержки является, на мой взгляд, вполне своевременным. Я думаю, что формирование советской культуры (в узком смысле слова), о которой так много писали и говорили одно время некоторые "пролетарские идеологи" (Богданов и другие), теперь только началось. Культура эта, по-видимому, должна вырасти в ходе борьбы тяготеющих к советам молодых поэтов и литераторов с многообразными контрреволюционными течениями и группами на новом поприще. Сплотить советски настроенных поэтов в одно ядро и всячески поддерживать их в этой борьбе — в этом задача... Материальная поддержка вплоть до субсидий, облеченных в ту или иную приемлемую форму, абсолютно необходима".

Против такого единства вечно боровшихся друг с другом противоположностей остальные члены Политбюро, естественно, устоять не могли, и после обсуждения и небольших споров вопрос о помощи лояльным литераторам путем выплат гонораров был решен.

"Писатель Симонов получил около 2500 тыс. рублей"

Вопреки воле вождя мирового пролетариата важнейшим из пропагандистских искусств в 1920-1930-е годы стало вовсе не кино, для которого не хватало ни проекционного оборудования, ни копий фильмов. И даже не цирк, упоминания о котором пропагандисты вымарывали из ленинской цитаты: цирковые труппы выступали только в более или менее крупных городах, где обеспечивались приличные сборы. Зато профессиональные, полупрофессиональные и совершенно дилетантские театры и драматические студии существовали везде. И чтобы обеспечить весь этот пропагандистский актив идейно выверенным репертуаром, партия пошла на создание особых материальных условий для правильно пишущих драматургов. В 1924-1925 годах наркоматы просвещения союзных республик обязали театры заключать с авторами договоры на постановку пьес и выплачивать процент от сборов. В кратчайшие сроки наиболее скоропишущие драматурги превратились в богатейших людей страны.

Их стремительное обогащение раздражало всех — от актеров и режиссеров до членов Политбюро. Известная своими едкими высказываниями актриса Фаина Раневская говорила: "А драматурги неплохо устроились — получают отчисления от каждого спектакля своих пьес! Больше ведь никто ничего подобного не получает. Возьмите, например, архитектора Рерберга. По его проекту построено в Москве здание Центрального телеграфа на Тверской. Даже доска висит с надписью, что здание это воздвигнуто по проекту Ивана Ивановича Рерберга. Однако же ему не платят отчисления за телеграммы, которые подаются в его доме!"

Недовольство нарастало и в рядах партийного и советского чиновничества. По установленной в 1933 году сетке окладов ответственных работников их месячный заработок колебался от 250 до 500 рублей, в то время как драматурги зарабатывали тысячи. Однако Сталин был против ликвидации созданной им системы стимулирования творцов. Ему нравилось, что маститые и молодые литераторы присылали ему пьесы, униженно молили о прочтении и одобрении и незамедлительно выполняли любые указания о правках. Поэтому Сталин, чтобы избежать дискуссий, применил ловкий аппаратный маневр. Уезжая в 1933 году в отпуск, он поручил остающимся товарищам разработать предложения об изменении способа оплаты труда драматургов. В сентябре 1933 года Каганович написал отдыхающему вождю:

"Кончили мы наконец разработку постановления об оплате драматургов. Мы предлагаем целиком отменить существующую систему оплаты, по которой авторы вступают в непосредственную сделку с театром, имеющим монополию на премьеру, и получают от театра процентные отчисления от валового сбора по количеству актов в пьесе, по 1,5% за акт. Следовательно, пятиактовая пьеса дает 7,5% от сбора. В результате при большой театральной сети и еще большем спросе авторы загребали за один год по 45-50 т. рублей, то же повторяется и на следующий год за ту же пьесу. Мы предлагаем государству в лице специальной комиссии или комитета приобретать целиком за единовременную уплату ту или иную пьесу, оплачивая в зависимости от качества от 5 до 50 тысяч, я сомневался в цифре 50 тысяч, но это ведь единовременная уплата, и больше он не получит, кроме возможного гонорара за издание книги для чтения... На всякий случай, если бы была признана нежелательной такая коренная ломка, мы приготовили второй возможный вариант, с оставлением измененной старой системы с сокращением отчислений".

Вождь ответил, что вопрос важный, и попросил отложить его до своего возвращения. А после его приезда в Москву вопрос о драматургических гонорарах так и не был включен в повестку Политбюро. Так что авторам пьес продолжали завидовать все, вплоть до живого классика советской литературы Михаила Шолохова. В 1950 году, отправляя в "Правду" телеграмму с просьбой оплатить заказанную газетой статью, он написал: "Гонорар не получен. Скромно напоминаю, что я не драматург. Привет. Шолохов".

В том же году новую атаку на заработки драматургов и иных творцов, любящих легкие деньги, предприняли руководители союзов писателей и композиторов вместе с секретарем ЦК и заведующим отделом агитации и пропаганды Михаилом Сусловым. Проблема из чисто политической стала еще и экономической, поскольку только за 1949 год отчисления от спектаклей и концертов в пользу авторов составили грандиозную сумму — 35 миллионов рублей.

В сентябре 1950 года вопрос рассматривался на Политбюро, но Сталин отдыхал на юге, и, зная его отношение к этой проблеме, соратники не решились принять какое-либо решение. В итоге вопрос "Об извращениях в выплате авторского гонорара за право публичного исполнения литературно-драматических и музыкальных произведений" отправили на доработку.

Назначенная комиссия во главе с Сусловым к октябрю подготовила обширную записку, в которой говорилось:

"Комиссия по поручению Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрела вопрос о серьезных извращениях в оплате труда авторов за публичное исполнение их драматических и музыкальных произведений и представляет на Ваше рассмотрение соответствующий проект постановления.

Оплата труда авторов драматических и музыкальных произведений складывается главным образом из процентных отчислений со сборов за публичное исполнение произведений.

Действующая в настоящее время система процентных отчислений предусматривает выплату драматургам, переводчикам и инсценировщикам за публичное исполнение их произведений 1,5 процента со сбора за каждый акт пьесы, идущей в театрах РСФСР, независимо от общего количества осуществленных постановок. В среднем за пьесу автор получает от 4,5 до 7,5 процента с валового сбора. Оперным композиторам в большинстве республик за четырехактную оперу выплачивается 5,25 процента от сбора, либреттистам — 2,75 процента; авторам симфонических и камерных произведений — 2 процента, авторам текстов и музыки массовых песен — по 1,5 процента. Такие отчисления авторы получают пожизненно, а после их смерти отчисления в течение 15 лет получают наследники...

Установленное пожизненное (с правом наследования) процентное отчисление дает возможность некоторым авторам получать в течение многих лет большие суммы гонорара за одно и то же произведение. Поактная же выплата гонорара приводит к тому, что авторы стремятся создать сценические произведения с возможно большим количеством актов, руководствуясь при этом не художественными соображениями, а интересами личной наживы.

Сложившаяся практика процентных отчислений приводила к непомерному обогащению отдельных драматургов, переводчиков и инсценировщиков. Так, драматург Барянов за публичное исполнение написанной им пьесы "На той стороне" получил только в 1949 году около миллиона (920,7 тыс.) рублей процентных отчислений. Драматург Софронов в том же году получил 642,5 тыс. рублей, братья Тур — 759 тыс. рублей. Писатель Симонов получил процентных отчислений за четыре последних года около 2500 тыс. рублей.

Получая из года в год за исполнение своих произведений огромные суммы, некоторые авторы перестают работать над повышением своего мастерства и не создают новых высокохудожественных драматургических произведений.

Еще большие извращения существуют в оплате труда переводчиков и инсценировщиков, которые получают процентные отчисления наравне с авторами оригинальных произведений. Так, переводчица Мингулина за перевод пьесы "Глубокие корни" в течение трех последних лет получила 810 тыс. руб., Рубинштейн за переводы и переделки венских оперетт — 670 тыс. руб., переводчица Зубова за перевод "Пигмалиона" Б. Шоу получила за последние четыре года 588 тыс. руб., переводчик Желябужский за инсценировку романа "Овод" Войнич за два с половиной года — 650 тыс. руб.; Щепкиной-Куперник за переводы нескольких произведений Шекспира и Шиллера за последние четыре с половиной года выплачено в виде процентных отчислений около 1300 тыс. рублей.

Переводами пьес, либретто опер и музыкальных комедий зачастую занимаются малоквалифицированные люди, во многих случаях даже не знающие иностранных языков. Пользуясь существующими старыми переводами, они вносят в них незначительные изменения и становятся авторами и соавторами произведений, получая большие суммы по процентным отчислениям. Эта группа авторов, не обладая талантами и способностями к созданию оригинальных произведений и занимаясь переделками переводов и инсценировками зачастую низкого качества, ведет паразитическое существование за счет государства. Так, например, некий Архипов (Зайцев), не зная ни одного иностранного языка, получил крупные суммы за незначительные и ненужные переделки переводов пьес К. Гольдони "Слуга двух господ", "Трактирщица", пьес Шиллера "Коварство и любовь", "Разбойники" и других...

Существующая система процентных отчислений в то же время ущемляет интересы драматургов и композиторов тех союзных республик, в которых имеется сравнительно небольшая сеть театрально-зрелищных учреждений.

При нынешней системе оплаты авторского труда не стимулируется также творчество в области оперной и симфонической музыки, так как оперные и симфонические произведения исполняются значительно реже, чем произведения легкой, развлекательной музыки. Вследствие этого, например, композитор Шостакович за созданное им высокоидейное и художественное произведение — кантату "Песнь о лесах" получил авторских процентных отчислений за год только 144 рубля и 10 тыс. рублей за ее издание, в то время как авторы легкой, развлекательной музыки получают большие суммы авторских отчислений".

Комиссия Суслова подготовила и свой вариант решения проблемы. Предлагалось обложить все зрелищные учреждения специальным дополнительным налогом, из средств от сбора которого авторам выплачивались бы единовременно гонорары. Правда, по расчетам той же комиссии, эти расходы на 1951 год должны были составить 38 миллионов рублей, что было на 3 миллиона больше, чем траты на гонорары в 1949 году. Так что выгода от перестройки системы выглядела весьма сомнительной. Еще более сомнительным выглядело то, что Сталин даст согласие на эти изменения.

Столь же безуспешной оказалась следующая попытка Суслова обуздать финансовые аппетиты "инженеров человеческих душ" — авторов романов и пьес. Рассмотрение вопроса о гонорарах писателям Политбюро поручило Анастасу Микояну, который со свойственной ему ловкостью смог положить дело под сукно.

Нужно признать, что писатели, ученые и их наследники в полной мере воспользовались ситуацией. Яков Кранцфельд — племянник известного советского историка академика Евгения Тарле — вспоминал, как бывший помощник президента Академии наук СССР Андрей Чернов провернул дело с изданием собрания сочинений Тарле:

"Чернову удалось не только протащить большой объем собрания, но и за взятки, как он говорил, увеличить его тираж до 30 тыс. экз. (один академический тираж научного издания в академическом издательстве составлял тогда 10 тыс. экз.), что увеличивало гонорар на 160%".

"Увеличивает и без того огромные суммы гонорара"

Время сусловского реванша наступило после прихода к власти Хрущева. При слабо разбирающемся в марксистско-ленинских догматах первом секретаре ЦК Суслов превратился в верховного жреца коммунистической идеологии и главного толкователя классиков. Кроме того, он возглавил комиссию ЦК по идеологическим вопросам, решения которой практически без правки проштамповывались Секретариатом ЦК и становились обязательными для всех постановлениями ЦК КПСС.

В 1958 году для проведения реформы гонорарной системы сложились подходящие условия. Книготорговые организации, поверив в оттепель и ослабление тотального идеологического контроля, попытались перевести торговлю книгами на коммерческие рельсы. В августе 1958 года заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам Алексей Романов и заведующий отделом культуры ЦК КПСС Дмитрий Поликарпов направили в идеологическую комиссию записку о подписке на собрания сочинений:

"Как показала проверка, в проведении подписки на собрания сочинений имеют место серьезные ошибки, объясняющиеся неправильным подходом к этому делу со стороны Министерства культуры СССР. В декабре 1956 года приказом N389 была введена так называемая "свободная" подписка на собрания сочинений художественной литературы. При этом издательствам вменялось в обязанность: "1) Как правило, устанавливать тиражи на подписные издания после проведения подписки Главкниготоргом. На издания, пользующиеся повышенным спросом, тиражи устанавливать по согласованию с Главкниготоргом".

Таким образом, важнейшее дело установления тиражей на подписные издания Министерством культуры было полностью передоверено Главкниготоргу, который, руководствуясь чисто коммерческими соображениями, стал диктовать издательствам сильно завышенные тиражи подписных изданий без учета политической целесообразности их массового распространения. Подписку на собрания сочинений Всесоюзное объединение книжной торговли Министерства культуры СССР проводит, как правило, не только без ограничений, но и в течение длительного срока — 3-4 месяцев, в результате тиражи изданий увеличиваются против плановых в несколько раз. Так, в текущем году Гослитиздат имел в виду начать издание собрания сочинений А. Н. Толстого тиражом 300 тыс. экз. Такой тираж был вполне обоснован, так как произведения писателя неоднократно выходили у нас отдельными изданиями. Кроме того, в 1947-1953 годах вышло собрание сочинений А. Толстого тиражом 40 тыс. экз., однако подписка на новое издание сочинений А. Толстого, объявленная в начале января текущего года, продолжалась более трех месяцев и достигла 675 тыс. экз. Книготорг, руководствуясь вышеуказанным приказом министерства, искусственно затягивал подписку, не считаясь с возражениями издательства.

Без ограничений, в течение длительного времени проводилась подписка и на собрание сочинений Диккенса в 30 томах. Тираж этого издания вместо запланированных 300 тыс. экз. достиг 600 тыс. экз. Тираж сочинений К. Паустовского планом был определен в 75 тыс. экз., а подписка на него составила 225 тыс. экз. Однако через четыре месяца после того, как подписка была прекращена и были напечатаны 4 тома, Книготорг потребовал напечатать еще дополнительно 75 тыс. экз. Таким образом, тираж сочинений Паустовского достиг 300 тыс. экз. Тираж собрания сочинений А. Куприна был предусмотрен 225 тыс. экз. Подписка на это издание продолжалась с 16 августа по 14 ноября 1957 г. и достигла 550 тыс. экз.

Все это, несомненно, дезорганизует работу издательств, не позволяет правильно определять их промфинплан, их потребность в бумаге, переплетных материалах и полиграфических мощностях. На издание сочинений увеличенными тиражами расходуется большое количество бумаги в ущерб выпуску других ценных книг, на что справедливо указывают писатели. Кроме того, в результате подобной неправильной практики зачастую завышаются тиражи таких изданий, выпускать которые большими тиражами нет никакой необходимости. Так, например, при подготовке к изданию арабских сказок "Тысяча и одна ночь" издательству пришлось ограничить тираж 300 тыс. экз., несмотря на требование книготоргующих организаций выпускать и это издание неограниченным тиражом.

Чрезмерное завышение тиражей собраний сочинений увеличивает и без того огромные суммы гонорара, выплачиваемые авторам или наследникам автора и переводчикам. В соответствии с законом об авторском праве наследники А. Толстого при тираже собрания сочинений 675 тыс. экз. (составляющем 9 массовых изданий) должны получить гонорар за один авторский лист 14 400 руб., а за все издание 4 миллиона 787 тысяч рублей. Сумма гонорара за перевод сочинений Диккенса в связи с увеличением тиража резко возросла, и переводчики должны будут получить 2 миллиона 300 тысяч рублей гонорара, причем только один переводчик Е. Ланн получит более 800 тыс. рублей. Писатель К. Паустовский за собрание сочинений получит гонорар в сумме 1 миллиона 200 тысяч рублей.

Нельзя также считать правильным то обстоятельство, что в последнее время Гослитиздат выпускает чрезмерно большое количество многотомных изданий собраний сочинений современных писателей, что ведет к их непомерному обогащению и снижает творческую активность".

Понятно, что цифры задели членов идеологической комиссии за живое. В 1953-1954 годах партийным работникам высшего ранга отменили выплату "денежного довольствия" — дополнительной, не облагаемой налогами зарплаты в конвертах. И теперь министр и завотделом ЦК получали 6-8 тысяч в месяц. А каким-то писателям и переводчикам, а уж тем более их наследникам, доставались миллионы. С наследниками комиссия решила разобраться дополнительно. В полученной ею справке говорилось:

"В соответствии с законом об авторском гонораре, существовавшем до 1958 года, наследники писателей в течение 15 лет получали авторский гонорар полностью. Это приводило к их неоправданному обогащению. Так, например, наследники Маяковского только за послевоенный период получили свыше 5 млн рублей (срок пользования авторским правом наследникам Маяковского был установлен в виде исключения пожизненно и лишь в 1955 году — через 25 лет после смерти поэта — прекращен).

За пятнадцать лет после смерти А. М. Горького наследники писателя получили только за его пьесы свыше 7 миллионов рублей. Сверх этого только с 1947 г. и до окончания срока пользования авторским правом (1951 г.) они получили за книги, изданные лишь в Гослитиздате, около 3 млн рублей...

Огромные суммы авторского гонорара получили и наследники А. Н. Толстого (свыше 5 млн руб.). За новое издание собрания сочинений А. Н. Толстого в 10 томах, начатое в 1958 году, наследникам причитается сумма около 5 млн рублей. Сейчас в связи с вводом нового закона о наследовании эта сумма будет сокращена вдвое и составит около 2,5 млн рублей. За первые вышедшие тома наследники уже получили 500 тыс. рублей.

Срок пользования авторскими правами на сочинения А. Толстого истекает 31 декабря 1959 г. Учитывая, что наследники А. Н. Толстого уже получили огромные суммы авторского гонорара, было бы целесообразно осуществить на основе соответствующего пункта закона об авторском праве принудительный выкуп авторского права на произведения А. Н. Толстого и выплатить за новое издание не более 500-700 тыс. рублей".

Судя по некоторым деталям, на других получателей огромных гонораров тоже стали оказывать давление с тем, чтобы они добровольно-принудительно отказались от оговоренных издательскими договорами сумм.

Как вспоминал Яков Кранцфельд, в начале 1960-х годов гонорары за собрания сочинений были снижены до смешных размеров, и за последние тома сочинений Тарле гонорар составлял несколько сотен рублей. Правда, сэкономленные деньги пошли главным образом на выпуск политической литературы и гонорары ее авторам. Со временем все желающие нашли способы получения значительных гонораров. Злые языки, например, утверждали, что солидный доход Эльдара Рязанова объясняется не его фильмами, а отчислениями за идущие в провинциальных театрах одноименные пьесы, написанные им совместно с Эмилем Брагинским.
Е.Жирнов
Еженедельник "Коммерсантъ", №36 (790), 15.09.2008

_________________
Ходы кривые роет подземный умный крот
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
villars123 Прекрасная леди

Нашедший Прямой Путь


Откуда: Новороссийск

Родители: Skiv

СообщениеДобавлено: 11 Мар 2012 23:09    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Серый крот

Экзамен "автоматом" отлично!

Тема бесконечная...

Да, кстати, работы принимаются до 17.03.12.
18.03.12 - следующая лекция.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Серый крот Горячий кабальеро

Мастер всевозможных Путей





СообщениеДобавлено: 12 Мар 2012 11:57    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

villars123 писал(а):
18.03.12 - следующая лекция.

Может по гос. праву что-нибудь. по теории государства, того же Гоббса можно было бы за ухо вытащитьSmile
_________________
Ходы кривые роет подземный умный крот
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
villars123 Прекрасная леди

Нашедший Прямой Путь


Откуда: Новороссийск

Родители: Skiv

СообщениеДобавлено: 12 Мар 2012 12:44    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

А история зарубежного государства и права? Теория - тяжеловато, а история - в лицах.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Серый крот Горячий кабальеро

Мастер всевозможных Путей





СообщениеДобавлено: 12 Мар 2012 13:20    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

villars123
А отлично будет.
_________________
Ходы кривые роет подземный умный крот
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Серый крот Горячий кабальеро

Мастер всевозможных Путей





СообщениеДобавлено: 21 Мар 2012 11:27    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

villars123
И где обещанное?
_________________
Ходы кривые роет подземный умный крот
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Мир Дельта — Форум полуофициального сайта Оксаны Панкеевой -> Игры Часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 4 из 5

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Оксана Панкеева рекомендует прочитать:

Цикл завершается последним томом:

Оксана Панкеева, 12-я книга «Распутья. Добрые соседи».