категорически не согласна с Достоевским... и его участием в школьной программе.
Простите за офф-топ. Но школьная программа убивает любовь к литературе. Идиот, Отцы и дети, Война и мир, Мертвые души, Собачье сердце, Тихий Дон. Например, сейчас внесли Маркеса "Сто лет одиночества" в зарубежную литературу для учеников 10-х классов.
В возрасте 25-33 эти книги идут на ура. Но, кто их захочет перечитывать после школьных мучений?
Согласен с первой частью утверждения - школьное "прохождение" действительно убивает любовь к литературе. Очень мало преподавателей, нет - учителей!,- которые могут разбудить интерес к этому автору и к этой книге.
Категорически несогласен с остальным (кстати, и с некоторыми высказавшимися ранее товарищами)... Я открыл для себя Достоевского именно в школе.... успел прочесть "Преступление и наказание" до того, как его начали "проходить"...
В школе и лет 10 после нее люто ненавидел Толстого (мы, конечно, говорим о Льве Толстом?).... Лет через 10 после школы вдруг понял, что у меня просто не хватало ума, чтоб его оценить... Повзрослел, поумнел - и по-другому стал оценивать то, на что раньше шипел и плевался....
За одним исключением - "Крейцеровой сонатой" восхитился в первый раз в 9-м классе.... и восхищаюсь до сих пор....
А вообще согласен с оценкой Льва Николаевича г-ном Ульяновым - Глыба! Матерый человечище!
Что касется Шолохова - у меня на работе девочка (19 лет) на днях закончила читать "Тихий Дон", который, по ее словам, умудрилась не прочесть в школе....
Я не смогу передать словами восторг в ее глазах... Сейчас она взялась за Толстого (правда, Алексея) - "Хождение по мукам"...
Взгляд на литературу (я, конечно, говорю о ЛИТЕРАТУРЕ, а не всяких бабочках-однодневках, чьи имена уже упоминались) зависит от преподавателей в школе, сумевших или не сумевших донести до ребенка прелесть произведения и от уровня развития (интеллектуального и морального) и опыта самого читателя....
Да, Войну и мир" в 14-15 лет читать бессмысленно.... а вот "Яму" Куприна, ИМХО, - надо читать именно в этом возрасте....
Хотя, опять же - на вкус и цвет... _________________ Седьмой паладин - это Вам не сто тридцатый...
Sekluta писал(а):
вспоминаю с ужасом - это Маяковский.
Пардон, как я мог забыть сего ПИСАТеля *жаль нет блюющего смайлика*
РЕКОМЕНДУЮ откорректировать свое высказывание, как оскорбляющее других форумистов.
и я и Кавалер Лаврис оскорблены подобным высказыванием. Вы не забыли, что в мире Вы не одна и право говорить Вы имеете от себя? я могу сказать и это будет весьма некорректно, что, ПО-МОЕМУ, человек, не понимающий Маяковского - это неграмотный человек. _________________ Я - женщина, существо слабое, а потому мстительное.
Готовых рецептов нет и не будет. Следовательно, если задача не решается, то и не надо пытаться ее решать. Следовательно, нужно давать к прочтению литературу, которая будет формировать понятийное поле требуемым образом. А желательно формировать еще и набор базовых реакций, стереотипов и алгоритмов мышления.
Дотошный собеседник может спросить: кем требуемым? Ответ прост - тому кто платит деньги или если речь идет о всеобщем и бесплатном - тому кто готов поратить свое время, опять таки деньги и влияние, на лоббирование собственных интересов.
Сейчас встает серьезный вопрос о нравственности... цивилизация весьма быстро развивается, культура гораздо инертнее, но уже сейчас молодежь устала от разврата... а те базовые рефлексы, которые культура пытается внушить во время развития - те самые "10 заповедей"... и ведь именно вокруг них вращается та самая литература, которой в школе пытаются "накормить" учеников, а те отплевываются как от манной каши... еще раз скажу - все дело не в авторах, а в неумении донести то, что они говорят до умов теми самыми "учителями", которые в детстве не могли прочитать "умные книжки" ... это мое личное мнение, но УЧИТЕЛЕЙ литературы в стране - раз, два и обчелся... остальные - "проходимцы" и после них классическая литература, с ее описанием моральных проблем, мозгами выглажеными МТВ, ТНТ, Playboy"ем трудна, даже сверхневозможна к восприятию. _________________ Я - женщина, существо слабое, а потому мстительное.
Забава Путятишна
Ох я с тобой согласен полностью про учителей до сих пор с любовью вспоминаю свою школьную учительницу по литературе(может её навестить...) она просто реально умела увлечь человека книгой например "Евгения Онегина" я прочитал только блогодоря ей (правда почьти нечего не запомнил но помню что понравилось). Вот я знаю таких людей которые дома вообще не читают ничего абсолютно я их искренне не понимаю как так можно и у меня возникает при этом вопрос как они вечера проводят? За телевизором чтоли? Так и по нему непоодному каналу может в течение 1-2 часов ничего интересуюшего их может не идти. Короче просто непонимаю я их... _________________ †Все люди в мире шизики,а у каждого шизика свой бзик...
†Живя мечтами человек не замечает мира, но мир замечает его…
ХАКУНА МАТАТА!!!
Забава Путятишна
Это уже совсем офф-топ, но имеющий право на жизнь. Мне не повезло с учителями конкретно. И так же знакомым... видать, те кто учил старшее поколение (кому сейчас 37-42) до нас не дожили, а те кто пришел в наше детство (кому сейчас 28-31) им было не до литературы.
Но все-таки система образования имеет много белых пятен, но никто не хочет ничего менять.
Ну и про Маяковского... нельзя говорить, что он плохй, нельзя утверждать, что он хороший. Он просто величина в литературе. А там уже каждый делает свой вывод. Вот Урсуле категорически не понравился, мне только местами не понравился, а моя знакомая восторгается им и говорит, что гений и больше таких не будет никогда. _________________ Безделье - основной источник всяческих неподобающих глупостей. (с) Шеллар III
Забава Путятишна
Согласна целиком и полностью. В том что классику не читают виноваты учителя. Я сама ее начала читать лет в 25. Но у нашего поколения был дефицит легкой занимательной лит-ры, и мы читали все подряд . А сейчас книг ВСЯКИХ полно. В результате желания читать Толстого, Достоевского, Пушкина и пр., нет никакого. К счастью это не относится к дельтовчанам. У меня дочери классику не читают, как я не пыталась их заставить.
ЗЫ.по теме: не люблю Первухину, с горем пополам осилила пол книги, хотя стараюсь дочитать до конца. _________________ Дух мой рвётся к небесам
В заблужденье странном:
Не пущусь ли я и впрямь
В путь по звёздным странам?
Милисента
Из врожденного мазохизма? (Это так Зиарель всегда говорит про любовь к маслинам). Мне, если категорически не нравится, я не дочитываю. _________________ Безделье - основной источник всяческих неподобающих глупостей. (с) Шеллар III
Леди Ра,ота писал(а):
Пушкин убивает своим *заслоняюсь подушкой* "Евгением Онегиным".
А поконкретнее, if you please?
Пожалуйста... Лично меня убивает эта наивность... Глупость. Особенно письмо Татьяны. У меня за его выучивание так двойка и стоит, хотя по литературе у меня вообще-то 5, но учить ЭТО я не смогла! Прошу прощения у всех, кто уважает и любит "Онегина"... _________________ ...дочь самого обаятельного вампира современности...
Лично меня убивает эта наивность... Глупость. Особенно письмо Татьяны. У меня за его выучивание так двойка и стоит, хотя по литературе у меня вообще-то 5, но учить ЭТО я не смогла! Прошу прощения у всех, кто уважает и любит "Онегина"...
*с грустной улыбкой*... мораль, как она быстро меняется... приличной девушке, первой(!) обратиться, даже письменно, к молодому человеку было не положено именно ею - общественной моралью. много изменилось за прошедший век в морали и поэтому тем, кого история не интересует или изменения в морально-этических взглядах, становится странно и неинтересно учить такие стихи... а еще забавнее смотреть фильм, можно прочесть Гольдони "слугу двух господ"... девушка осталась наедине с молодым человеком - значит уже жениться на ней может только этот молодой человек, а другому она "надкусаное яблочко"... это тоже непонятно, скучно и неинтересно? _________________ Я - женщина, существо слабое, а потому мстительное.
Забава Путятишна
красиво про Онегина Вы сказали. И сейчас, с учетом морали Онегин преобретает еще большую прелесть. (Можно сказать, что Онегин постепенно становится фантастикой). _________________ Безделье - основной источник всяческих неподобающих глупостей. (с) Шеллар III
Нет, в надежде что я ошибаюсь
Леди Ра,ота
А кроме наивности? Ведь это можно все отбросить. Неужели не завораживает сама поэзия? _________________ Дух мой рвётся к небесам
В заблужденье странном:
Не пущусь ли я и впрямь
В путь по звёздным странам?
вряд ли кто-то из вас прочел все варианты "Маскарада" Лермонтова... вот когда я поняла насколько он велик - основные монологи остаются в неприкосновенности, а вся смыловая нагрузка изменяется от контекста... я до сих пор обожаю их перечитывать.. _________________ Я - женщина, существо слабое, а потому мстительное.
Сейчас встает серьезный вопрос о нравственности...
Нравственность - это производная от необходимости людей жить группами большего размера чем одна семья. Практически - "общественный договор" полученый не прямым синтезом, а методом накопления идей полезных на том или ином этапе развития общества.
Забава Путятишна писал(а):
цивилизация весьма быстро развивается, культура гораздо инертнее, но уже сейчас молодежь устала от разврата...
Это колебательный процесс. Маятник качнулся и теперь разврат отступает, а количество, например, людей совершенно не заинтересованных в сексе - растет.
Забава Путятишна писал(а):
а те базовые рефлексы, которые культура пытается внушить во время развития - те самые "10 заповедей"... и ведь именно вокруг них вращается та самая литература, которой в школе пытаются "накормить" учеников, а те отплевываются как от манной каши...
Их надо не "кормить", а заставлять учить. Кто платит тем или иным образом за школу? Ну уж никак не дети. А манная каша - полезна.
Забава Путятишна писал(а):
еще раз скажу - все дело не в авторах, а в неумении донести то, что они говорят до умов теми самыми "учителями", которые в детстве не могли прочитать "умные книжки"
Я вот не понимаю, как составляется школьная программа по литературе. Похоже - методом "кучи" и "мне так хочется". Типа, во есть хорошая книжка, добавим ее.
Для сравнения, когда речь идет о физике, то есть четкий порядок подачи материала, нарушение которого значительно усложняет жизнь. И главное - нелостаток актуальной(злободневной) литературы с адекватной интеллектуальной и моральной начинкой. Классики - это хорошо, но если бы физику в школе учили по классическим учебникам мохнатого 1850 года - ничего хорошего из этого не получилось бы. Совмещать нужно. А совмещать нечего. А ведь все что нужно - разместить заказ, и напишут. А из написаного - выбрать то что подходит. Почему этот способ применяют при разработке военной техники, но не применяют при формировании мировозрения детей и молодежи - не понимаю. Конструкция танка позволяет определить как он будет ездить и стрелять. А мировозрение танкистов - куда будет ехать и в кого стрелять. Второе - важнее. Но по действиям государства (чтоУкраины, что России) этого не видно.
Забава Путятишна писал(а):
... это мое личное мнение, но УЧИТЕЛЕЙ литературы в стране - раз, два и обчелся... остальные - "проходимцы" и после них классическая литература, с ее описанием моральных проблем, мозгами выглажеными МТВ, ТНТ, Playboy"ем трудна, даже сверхневозможна к восприятию.
С таким подходом к обучению, никаких УЧИТЕЛЕЙ не напасешся. В соревновании мастерства проитв массовости мастерство обычно проигрывает.
Литература - тоже инструмент государственной политики, как и армия. И простота в использовании и надежность входят в базовые показатели качества того или иного оружия. АК по сравнению с СВТ - намного проще и удобнее. Пользоватся АК могт даже минимально обученые солдатики, и не нужно для этого год учиться. Литература, как инструмент намного сложнее. И, соответсвенно, нужны такие книги, с которыми даже средние учителя смогут качественно учить.
Последний раз редактировалось: Ezh (4 Июл 2009 16:01), всего редактировалось 1 раз
"Онегин" - это в первую очередь, картина эпохи. И в этом качестве он прекрасен. Конечно, местами главные герои вызывают недоумение и усмешку, но именно так и жили в то время _________________ На свете есть две вещи, ради которых стоит жить: это красивые девушки и новоорлеанский джаз, или Дюк Эллингтон(с)
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах