Придворные шуты всех времен и народов собрались в книге Беатрис Отто «Дураки. Те, кого слушают короли».
Занявшись историей придворных шутов, Беатрис Отто сделала открытие и удивилась. Оказалось, шуты при монарших дворах – дело отнюдь не европейского Средневековья и Ренессанса. Дурацким своим ремеслом – говорить власть имущим правду – они занимались при султанах и падишахах. Еще раньше – при дворах римских императоров. Параллельно острили и поддевали императоров китайских. Лезли с опасными откровениями в души африканских вождей. Подкалывали лидера загадочного племени майя Монтесуму II накануне непрошенного визита Кортеса. Безобразничали при дворах грозных российских царей.
«Дураки» – книга многоликая, как и сами придворные шуты.
С одной стороны – подробнейшая монография со ссылками на весьма ученые труды. С другой – остроумно составленная антология мирового дурачества, полная легенд и анекдотов из жизни Тиля Уленшпигеля, Шико и Насреддина.
Европейский придворный Дурак, по Беатрис Отто, получал некий иммунитет в комплекте с лицензией на высказывание правды. Право на неподцензурную откровенность давало звание идиота, подчеркнутое дурацкими колпаком, бубенчиками и желательно природным телесным изъяном. Тем не менее, уродство и показная глупость были лишь масками для настоящего придворного шута. В образе присутствовал некий нестерпимый дуализм. В безумии соединялись два начала. Бесы скрывались под ухмылкой дурака. Устами слабоумного глаголил сам господь. Правда принималась только под маской безумия.
Кстати, наиболее известные и реально существовавшие европейские шуты, подробнейшим образом описанные Беатрис Отто, не были ни уродами, ни уж тем более идиотами. Шико при короле Генрихе III был дворянином и по профессии военным. Не были недоумками и Вилл Соммерс, шут Генриха YIII, и Арчи Армстронг, учивший уму разуму сразу двух королей – Карла и Якова.
А любимый шут Петра I, коронованный «Царем Самоедским» и одаренный островом в Финском заливе, вообще был португальским евреем, говорил на семи языках и знал назубок Священное писание.
При всей серьезности исследовательских амбиций «Дураки» все же скорее произведение беллетристическое, чем историческое. Ссылки на хроники и документы явно проигрывают в ней собранию анекдотов и литературных мистификаций.
Попытки объяснить научно и достоверно, с какого, собственно, бодуна собрав в руках абсолютную власть, правители Запада и Востока веками держали при себе этих наглых критиканов, дерзких насмешников и правдолюбов, выставляющих их то и дело на посмешище перед ничтожными придворными, выглядят неубедительно. Представление придворных шутов в роли оппозиции, средневековых СМИ и народных заступников, приближенных государями, чтобы лучше править своими подданными, выдает взгляд неглубокий и поверхностный. Приведенные факты убеждают в обратном.
Шут исторический и реальный делал то, за что ему платили – развлекал венценосного патрона, и если делал это плохо – его били палками и гнали от двора.
Зато шут – литературный персонаж, показывающий язык на каждой странице книги, – объясняет многое. Был или нет он на самом деле – неважно. Все равно он миф и плод народной фантазии. Мечта о справедливости и ее воплощение в разных культурах разных народов. От того, надо сказать, и шутки у дураков в китайских и европейских преданиях очень схожи.
В конце концов, автор склоняется к мнению, что исторические шуты были данью некой элитной и глобальной по тем временам моде. Мода на реальных придворных дураков прошла в каких-нибудь сто лет. К XYIII веку острословы в колпаках сохранились лишь при испанском и русском дворах.
Любопытны скупые сведения о современном шутовстве, приведенные в эпилоге. О мультимиллиардере и последнем держателе шутов в конце ХХ века Альвалиде Бен Тале Абдулазизе аль Сауде. Или о новейшем «дураке» Поле Берче, назначенном официальным шутом корпорации British Airways. Или о появлении в командах креативщиков крупных корпораций личностей, наделенных правом ломать сложившиеся правила, плевать на авторитеты, ругать начальство и предлагать безумные идеи.
Но это лишь факты остроумного использования опыта прошлого.
Они едва ли способны объяснить смысл загадочного и фантастического института придворного шутовства, вторгшегося в развитие человечества и внезапно исчезнувшего, так и не позволив современному историку отделить в этой истории правду от вымысла. Желаемое от действительного. Идеальное представление о справедливости и реальные возможности шутов и диктаторов.
Аналогии… От них трудно удержаться. При чтении книги о Дураках они постоянно лезут в голову. Включил, например, телевизор с выборными сюжетами, а там – полный набор. И государь есть. И шут. И даже не один. Можно проверить идею историка о неминуемом расцвете шутовства на почве абсолютизма. Осталось дождаться, когда же, наконец, кто-нибудь из шутов начнет говорить государю правду. _________________ Открыл Америку? Закрой обратно!
Летите, Голлумы, летите...
Живу с завтрашним днем
Надо будет почитать... _________________ Руку навстречу Судьбе протяни:
Будут и злые, и добрые дни,
Будут и встречи, и расставанья,
Главное, чтоб не кончались они!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах