Аналитика: Книги Дельты

Мир Дельта — Форум полуофициального сайта Оксаны Панкеевой/Лекции доброго Жака

Lake Прекрасная леди (16 Окт 2016 01:43)

Аналитика: Книги Дельты

с ФБ-2016

Название: Книги Дельты
Автор: Lake
Бета: Felis caracal
Форма: фандомная аналитика
Категория: джен
Рейтинг: G
Размер: 4642 слова, включая цитаты

Введение

Давно подмечено: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты». Литература — один из наиболее ярких показателей развития общества. По ней можно сделать выводы о ментальности людей, об их обыденной жизни.

В серии «Хроники странного королевства» не раз упоминаются местные газеты и книги. Попробуем с их помощью определить, какому историческому периоду Альфы (нашего мира) может соответствовать исторический период развития Дельты. При этом будем учитывать, конечно, и другие факторы, в том числе серьезные отличия от Альфы, которые имеются на Дельте.

Итак, в мире Дельта есть книгопечатание и пресса. Массовое книгопечатание на Альфе возникло во второй половине XV века, а первые современные газеты — в XVII в. Но пресса Дельты явно соответствует более позднему периоду. Газет много, явно больше, чем было, например, в XVIII в.

Они упоминаются несколько раз. Кантор изучает газеты, чтобы выяснить что-нибудь о ведьме Аране. Журналисты пишут о королевских особах, например, о принце Элмаре. Потом в разных газетах пишут о происшествии у заведения «Веселая корова». Журналисты охотятся за Диего, чтобы взять у него интервью. Создается впечатление, что пресса соответствует даже не XIX, а уже XX веку.
Книги Дельты тоже многообразны, это и научная, и учебная, и художественная литература.

Учебная и научная литература и ее возможное содержание

Прежде чем перейти к научным монографиям, упомянем учебники таких противоположных свойств, как учебное пособие по акушерству и сочинение мэтра Наргина «Основы практической некромантии. Учебное пособие первой ступени».

Становление акушерства как отдельной дисциплины относится к XVII —XVIII вв., поэтому мы уже оказываемся в XVIII в. Учебник по некромантии мог быть написан в любое время, но данный учебник принадлежит перу живого мага. Однако маги живут долго, скорее всего, он был создан еще до запрета некромантии, то есть ранее чем за 275 лет до начала основного действия. Точно также в любое время мог быть написан учебник «Практическая токсикология», который изучал Мафей. Гораздо показательнее по времени работы по психологии. Попробуем предположить, о чем же могло говориться в этих книгах и какому историческому периоду они соответствуют.

На Альфе, несмотря на то, что вопросы души и сознания рассматривались в разное время в рамках философии и религиозной антропологии, становление психологии как самостоятельной научной дисциплины относится ко второй половине XIX века. Можно сказать, что психология стала научной и учебной дисциплиной и вообще самостоятельной наукой на волне увеличения роли индивидуальности в результате промышленного переворота. На Дельте нет промышленного переворота, вероятно, его заменили труды гномов. И жизнь горожан напоминает XIX век, хотя огнестрельное оружие, например, только появилось, и в сельской местности сохранились практически феодальные владения, хотя о крепостном праве нет и речи, а государства вполне централизованные. И одно из явлений, позволяющих провести параллель между описанным историческим периодом Дельты и XIX веком Альфы, — это как раз наука психология. О ее статусе как научной дисциплины говорят слова Шеллара «Психолог я квалифицированный». Он прошел полный курс обучения юриспруденции, и естественно, что его обучали также психологии. Кроме того, Шеллар штудировал книги по психологии, чтобы разобраться в том, какие существуют чувства и эмоции, и попытаться испытать их на себе. (Сам он от рождения был лишен всяких чувств.)

Эту науку упоминают также непрофессионалы — Ха Танг и Кантор, — а значит, она вполне известна и, как говорится, на слуху. Следовательно, отношение к личности, сознанию, индивидуальности должно быть подобно XIX веку Альфы. Однако причины тут, как и у быта горожан, несколько иные. Иногда к сходным результатам могут привести разные факторы.

Так, развитию научной психологии способствует существование классов, которые служат предметом специальных исследований. Им посвящена работа «Особенности сравнительной психологии классов». Шеллар читает ее на охоте в книге «Пересекая границы». Рассмотрим ее возможное содержание.

Классы различаются следующие — барды, алхимики, воры, маги, мистики, воины.
У большинства есть атрибуты, которые могут видеть маги. У барда это Огонь, у алхимика — Луч, у вора — Тень, у мистика — Вера (как особенности ауры), у мага — Сила (у классических магов — канал силы, у неклассических — особенности ауры), у воина — также особенности ауры.

Существование классов резко увеличивает роль индивидуальности. И какой бы ни была эволюция индивидуальности на Альфе, на Дельте она всегда была выше именно из-за классов. На Альфе у людей тоже есть классы, но их не видят, так как магов практически нет. Например, Толик ясно видит, что его сестра Софья — алхимик, однако не у каждого же есть брат маг. На Дельте иное дело: там магов немало, и человек всегда может провериться на наличие сильного классового атрибута или особенностей ауры.

Барду присуще стремление к творчеству, но одновременно и легкомыслие. Это люди искусства — артисты, музыканты, поэты, писатели.

Вору свойственны хитрость, ум, нюх к опасности, удачливость. К этому классу относятся собственно воры, мошенники, те, кто их ловит, — полицейские, а также представители службы безопасности, разведчики, торговцы и вообще бизнесмены.

Качества алхимика — научное любопытство, любознательность, страсть к исследованию, склонности к медицине и технике. Это вовсе не земные (альфийские) средневековые алхимики. Они не ищут философский камень. Это ученые, врачи, инженеры, учителя.

Мистик получает силу от божества благодаря своей вере, в зависимости от ее силы и искренности. Это священники и монахи, среди которых есть целители, боевые монахи, экзорцисты и так далее.
Маг обладает собственной силой (человек с магическим даром может стать прекрасным мистиком).
Воину свойственна отвага, понимание чести.

Но, разумеется, любопытство есть и у бардов, способность к перевоплощению — у воров, интуиция — у алхимиков, и понимание чести — у каждого из них. Тем не менее каждый класс специфичен по-своему. И они сами просятся в классификацию. Зная о наличии класса или классов у конкретного человека, маг или обычный психолог может соотнести с этими атрибутами восприятие, понимание, поведение.

Интересны для исследования также сочетания классовых атрибутов в одном человеке. Иногда при этом получается мультикласс. Таков Диего — бард-воин-маг, таков, например, Казак — воин, бард, мистик и маг, таков Макс — маг-вор. Шеллар, правда, утверждает, что мультикласс — это прежде всего маг, но он сам является исключением, так как у него имеется сочетание Луча и Тени. Правда, его Луч мешает Тени: у Шеллара плохо с нюхом, потому что стремление все анализировать препятствует интуиции. Однако у него имеется воровская удача, которая компенсирует недостаточность нюха.

Как у мультиклассов, так и у представителей одного класса свое восприятие мира и даже способ мышления. Кантор, кстати, сам говорит о себе, что у него ассоциативное мышление, у короля же, который является алхимиком-вором, мышление логическое. Разумеется, это не значит, что барды не мыслят логически, алхимики не способны к ассоциациям, речь идет о доминирующей тенденции при восприятии каких-то факторов.

Разное может быть отношение к морали. Это видно в различном отношении верхушки партии Реставрации к поведению Шеллара, когда он вынужден был задержать помощь из-за похищения Мафея с Оливией и, как он думал, Киры с Ольгой.

И еще та история с опоздавшей подмогой… Сур воспринял это как само собой разумеющееся, а вот Гаэтано и Борхес до сих пор считают, что Шеллар поступил недостойно короля, навеки потерял их уважение и собственную честь…

Полковник Сур — безопасник, его класс, скорее всего — вор. Представитель этого класса понимает, что иногда человек бывает вынужден нарушить свое слово, более того, сам нередко поступает так же. Полковник граф Гаэтано и генерал Борхес — типичные воины, поэтому они и восприняли ситуацию в соответствии со своим классом.

Этот пример показывает, что и взаимоотношения между классами основаны на их специфике. Интересны отношения воина и вора. Витька, воин по классу, но еще не знающий этого, с настороженностью относится к Шеллару, который объясняет ему, что подобным образом и должен относиться воин к такому, как он. Из текста ясно, что речь идет о классе вора, тем более к алхимикам у Витьки настороженности нет.

Просто что-то в тебе есть… Я это нутром чую, а объяснить не могу. Умом-то я понимаю, что ничего такого, но все время, что я с тобой общаюсь, я словно постоянно ожидаю подвоха. Не знаю почему.
— Дело не во мне, дело в тебе. У вас, воинов, есть свое чутье, не нюх, как у нас, а что-то сродни инстинктам диких животных. И вот этим, как ты изволил изящно выразиться, «нутром» ты чувствуешь свою беззащитность перед такими, как я. Ту самую, о которой я упоминал несколько минут назад. Это тебя бесит, отталкивает и провоцирует на агрессию.


Таким образом, наличие классов и возможность их различения стимулирует развитие психологии как науки. Кроме того, психологию подталкивают к развитию наличие отдельных подвидов (видов, рас) человека разумного и, главное, постоянные контакты между этими подвидами. Разумеется, и на Альфе имеются разные народы и культуры, но такие подвиды (расы), как на Дельте, дают, пожалуй, больше материала для сравнения. Например, здесь можно широко использовать естественно-научный метод, сравнивая биологическую природу эльфов и людей и их психические особенности. Безусловно, наличие различных разумных рас усложняет задачи исследователей, с другой — позволяет посмотреть на многое со стороны.

Неудивительно, что на Дельте была написана книга «Очерки по психологии разумных рас». Король прислал ее Ольге, когда она была пленницей Харгана. Произошло это в книге «Дороги и сны». Итак, что же в упомянутой работе может говориться о расах?

Расы известны следующие: люди, эльфы, гномы, кентавры, тролли, демоны, драконы. Упоминаются еще вымершие орки и гоблины, о разумности которых спорят. Мы не знаем, упомянуты ли орки и гоблины в данной книге. Возможно, там нет и описания драконов, потому что этот вид сильно отличается от остальных, живет отдельно и известно о нем только магам-драконоведам. Но первые пять рас описаны несомненно, потому что они постоянно взаимодействуют или взаимодействовали друг с другом. Более того, эльфы, гномы и люди свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство, так что их можно даже считать одним видом.

Что касается классов, то людям присущи все вышеназванные классы — воин, бард, алхимик, вор, мистик и маг, для троллей ничего не указано, эльфы все — маги и барды, гномы — явно алхимики, хотя среди них встречаются и представители других классов, известные нам полу- и четвертьдемоны — маги.

У людей продолжительность жизни обычная, о троллях не упоминается, демоны, гномы и эльфы — долгожители. Уже одна разница в продолжительности жизни является причиной разницы в психологии разных подвидов.

На психологию рас, конечно, влияет и присущая им магия. Те же эльфы живут больше трехсот лет благодаря своей магической Силе, которая присуща всему подвиду. У людей, далеко не у всех, конечно, встречается разная магия: и классическая (эльфийская), и неклассическая. Классическая магия позволяет людям, обладающим этим даром, жить долгие века. Так же долго живут и кентавры-маги. У эльфов классическая, у гномов — рунная магия и духи предков, собственная магия и у демонов, кстати, отличающихся природной вспыльчивостью.

Разница в созревании в физиологическом плане между людьми и теми же эльфами не столь заметна, однако имеется разница психологическая. Возрастом совершеннолетия у эльфов считается тридцать лет, хотя физически они созревают примерно тогда же, когда и люди. Расцветают они годам к пятидесяти, а биологическая продолжительность жизни намного больше — триста лет. Правда, благодаря магии все они живут гораздо дольше. Неудивительно, что при таком раскладе психологически эльфы созревают довольно поздно, долго оставаясь на уровне подростков. А если взять стосемнадцатилетнего Хоулиана, то видно, что они и в старшем возрасте отличаются легкомыслием.

Об эльфийских детях и их родителях весьма выразительно высказывается Дэн Рельмо.

Эту мелюзгу можно выловить где угодно, даже в таких местах, где ее по всем законам природы не должно бы быть. А в Лабиринт они лезут, будто им там медом помазано, хотя считается, что им нет сюда пути. А их раздолбаи-родители сначала не смотрят за детьми, а потом обращаются к нам — дескать, ребенок где-то завис, поищите в третьей, седьмой и двенадцатой субреальностях, а то сами мы туда попасть не можем… Будь моя воля, я бы этих гавриков до сорока лет в полиарге держал…

Вот какие прогнозы высказывает Макс по поводу полуэльфа Орландо, которого он в детстве заставлял изучать книгу «Наставление отрокам», скорее всего, дельтийский аналог произведения «Юности честное зерцало»:

А вы сами не помните, что он за человек? Могу себе представить его правление. Первым делом он сменяет своему другу Шеллару кусок побережья за банку варенья, а потом сядет на диван и будет бренчать на гитаре, мечтательно глядя в потолок.

Правда, все это инфантильное поведение не мешает эльфам управлять собственным миром и оказывать серьезное влияние на Альфу — наш мир.

Есть эльфы, которые толковее людей. Правда, они редко встречаются. Именно из таких и состоит правящая верхушка. Это получается естественным путем, поскольку основной массе неинтересно и лень заниматься общественными проблемами.

Следует учесть, что эльфы чувствуют ложь и сами не умеют лгать. Первое очень помогает эльфам-дипломатам и разведчикам, второе же мешает, им приходится развивать в себе способность к лжи.

А Раэл, думаешь, просто так от природы умеет упаковывать откровенную ложь в красивые слова и вежливую улыбочку? Он этому человеческому искусству специально и старательно учился много лет, потому что оно необходимо для карьеры дипломата.

Эльфы и гномы недолюбливают друг друга. Гномы считают эльфов безответственными раздолбаями. Эльфы, в свою очередь, могут мелко (или не мелко, это как посмотреть) им навредить. Так, один эльф создал гремлинов, и они семьсот лет пакостили гномам, забираясь в их механизмы. Когда же эльфы решили покинуть Дельту, то за луну справились со всеми гремлинами на континенте. Гномы очень обиделись, что те не сделали этого раньше.

Надо добавить, что гномы все-таки могут спокойно уживаться и даже дружить с эльфами. Гном Хаггс и эльф Феандилль совершали подвиги в одной команде. Так что из всякого правила есть исключения.

Гномы — талантливые технари, механики, склонные к упорному, кропотливому труду, живут под землей кланами. Очень трудолюбивы и трудоспособны. Скорее всего, алхимики. Известно, например, что дети гномов открутили колесо у внедорожника, пока взрослые гномы (и мужчины, и женщины) в упоении изучали автомобиль, интересуясь всем, от материала до двигателя. И надо сказать, что гномы очень быстро освоили вождение, как и пулеметы.

Они могут принадлежать и другим классам. В истории известен гном Хаггс — воин-алхимик-бард, участник команды героев, куда входили также Вельмир (будущий Истран), Морриган, Феандилль и принцесса Кассандра. Он написал картину, посвященную битве со Скарроном, в которой принимал участие, и она явно выдает не только барда, но и алхимика: все четко и правдиво, без каких-либо художественных преувеличений. Известен полугном Ганзи — явный вор, но этот атрибут он получил в наследство от матери-человека, принцессы Джессики, чья принадлежность к классу воров не вызывает никаких сомнений.

Гномам посвящена монография «Верования, ритуалы и культы гномов с примерами и иллюстрациями». Это явно этнографический труд. А фундаментальные направления этнографии тоже стали развиваться в, в XIX веке, хотя, надо отметить, подобные работы создавались и раньше.

В принципе все люди, эльфы, гномы сходны, за исключением продолжительности жизни и способности к магии, а также ко лжи, к жизни в изоляции при наличии строго дозированных контактов и даже врожденных способностей к технике.

В общем, понятие индивидуального мировосприятия должно рано появиться в таких мирах, как описанный. На это можно возразить, что таких различий в восприятии хватает и у нас, но на Дельте все более ярко выражено. Тем более психология интересна, когда речь идет о троллях, ведущих первобытный образ жизни и не входящих в цивилизацию, или о демонах, которые, хотя и дают при скрещивании плодовитое потомство, то есть относятся к тому же виду, что и люди, живут где-то в другом мире и посещают Дельту реже, чем эльфы.

Тролли — примитивные существа, чем-то напоминают неандертальцев, хотя крупнее и агрессивнее. Дикие тролли — людоеды, оседлые — достаточно мирные. Ученая-антрополог донья Эсперанса решила доказать, что тролли способны к обучению. Она достигла успеха, вырастив детеныша дикого тролля, обучив его грамоте и жизни среди людей. Однако мышление у троллей очень медленное.

Хотя Пако все понимал и очень любил учиться, медлительность его мыслительных процессов исправлению уже не подлежала. Его соображалка и так работала на предельной для тролля скорости, и поделать тут ничего было нельзя, разве только свою вставить. Он легко справлялся с простой физической работой, с удовольствием возился с детьми, неторопливо, вдумчиво читал книги, однако занятия, требующие быстро ориентироваться, реагировать и принимать решения скорей всего не будут ему доступны никогда.

Демоны появляются на Дельте время от времени, при разных обстоятельствах. Им посвящена также книга «Теоретическая демонология». Это одна из книг, которые король прислал Ольге, когда она была пленницей Харгана.

В отличие от альфийских подобных книг, на Дельте эта работа обладает вполне научным характером. Однако этнографической ее не назовешь. Описание народов и рас существует уже много веков, и данная книга могла быть написана в любое время. На Альфе демонологией тоже занимались, именно в средневековье, да и в наше время тоже. Демоны считаются сверхъестественными существами, духами, сгустками жизненной энергии, иногда и облеченными в плоть, как инкубы или суккубы. Демоном можно быть одержимым, так что по большей части они все же бесплотны. Во всяком случае, демонология на Альфе наука достаточно абстрактная, ибо реальных демонов в нашем мире нет. На Дельте же они встречаются, хоть и редко. Что касается практики, то известно, например, что демона можно призвать и изгнать. В книге есть пример, когда один маг по наущению Алисы Монкар призвал полудемона Харгана. Того же Харгана изгнал товарищ Торо во время битвы при Кастель Агвилас. Так что демоны вполне материальны, от них рождаются дети с демоническими свойствами. Поэтому теория здесь подтверждается практикой. По крайней мере, местная жительница, увидев Харгана, закричала «Демон!», значит, описания были верными. Конечно, увидев черта с рогами, каждый бы закричал «Черт!», хотя чертей у нас нет. Однако на Дельте мы знаем по крайней мере одну четверть-демонессу, трансформера и, конечно, пришельца — полудемона Харгана.

О демонах, точнее, о потомках демонов пишут не только научные монографии.

Плутовские и авантюрные романы


Так, среди прочих книг Шеллар передал Ольге «Легенды о необычайных приключениях вора-мага Марсиуса, полудемона и трансформера».

Тут сразу приходит мысль о плутовском романе, жанре литературы XVI—XVIII веков, где описываются похождения авантюристов и мошенников. Однако, скорее всего, это еще не плутовской роман, а собрание легенд — примерно как легенды об Уленшпигеле и Ходже Насреддине. Легенды об Уленшпигеле появились во фламандском и немецком фольклоре в XIV в. В начале XVI в. вышла книга под длинным, как тогда было принято, названием: «Занимательное сочинение о плуте Тиле, родившемся в земле Брауншвейг, о том, как сложилась жизнь его». Так что вполне возможно, что дельтийским легендам о полудемоне Марсиусе и на Дельте несколько веков. Ведь, как мы уже показали выше, в этом мире имеются книги, соответствующие более позднем временным периодам нашего мира Альфа.

Возможно, что настоящим плутовским романом является «Ведьма-куртизанка». Эту книгу, как и некоторые другие, король прислал Ольге, когда она была в плену у Харгана. Вероятно, эта книга может чем-то напоминать романы Дефо о Молль Флендерс или Роксане. Но это только отдаленная аналогия, потому что настоящая дельтийская ведьма в мире, где такие, как она не подвергаются преследованию, должна вести себя по-другому, чем обычные женщины. Но во всяком случае, можно предположить, что эта книга похожа на плутовской роман. А книги подобного жанра на Альфе относятся к XVII—XVIII вв.

Другой роман, который можно было бы на Альфе отнести к XVIII веку, это книга «Похождения лорда Шелдона».

…старый авантюрный роман, над которым помирает со смеху пятое поколение читателей.
<…>
Повествование было настолько фривольное, что к прочтению порядочным девицам не рекомендовалось. Да и немногие из замужних дам рискнули бы признаться, что читали «Похождения» и что им это понравилось.


Правда, Ольге этот роман не кажется каким-то сверхфривольным, что неудивительно для девушки, жившей в конце XX века.

«Похождения» вызывают мысль об авантюрных романах XVIII века, из которых прежде всего вспоминается книга Генри Филдинга «История Тома Джонса, найденыша». Если учесть, что «Похождения лорда Шелдона» читает уже пятое поколение, мы снова попадаем в XIX век Дельты, конечно, со всеми его магическими проявлениями, отсутствием железных дорог и наличием телепортационных станций. Об этом периоде говорят также литературные сказки и фольклор.

Фольклор и легенды

На Дельте имеются также книги, относящиеся к фольклору. Например, это редкое издание «Боевые песни западных варваров в обработке маэстро Айре». Книга эта находится в библиотеке Элмара. Туда Мафей водил Орландо, который хотел добыть из этой книги материал для своей революционной поэзии.

Фольклористика началась с эпохой романтизма, когда прошлое поэтизировалось и героизировалось. Впрочем, подобное было и раньше, но мы тут имеем дело именно с фольклором, а не с популярными в средневековье литературно обработанным мифами или историческими легендами, как, например, о Роланде или короле Артуре. Романтизм как идейное и художественное направление относится к концу XVIII века — первой половине XIX века и совпадает с эпохой промышленной революции. И мы приходим к периоду чуть более раннему, чем зарождение научной психологии, о которой говорили выше. Аутентичность этих песен доказывается тем, что Элмар держал книгу в своей библиотеке; как варвар, он должен был знать, насколько она аутентична.

Кроме Боевых песен, упоминаются также «Старинные сказания семмов». Семмы — народ, название которого перекликается с семитами. Это старинные обитатели Белой пустыни, чьи города были разрушены в глубокой древности.. Во время действия серии семмы составляют сорок процентов населения Голдианы. Поскольку семмы ассоциируются с евреями, их старинные сказания могут напоминать библейские легенды. Конечно, библейские легенды очень древние, и Библия известна в Европе с раннего средневековья, но на Дельте сказания семмов явно не относятся к канону господствующей монотеистической религии. Ведь жители этого мира верят в самых разных богов, доминирующей религии нет. Поэтому сказания семмов можно отнести кобычному фольклору.

И совершенно привычный нам фольклор — это «Поморские сказки», которые читает Ольга в книге «Распутья. Добрые соседи». Это самый настоящий фольклор, причем речь идет явно не о литературной сказке, которая появилась примерно в XVII веке, а именно о сборнике фольклора. А такие сборники широко распространились именно в XIX веке. Это и сказки братьев Гримм, которые были впервые опубликованы в 1819 году, и «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева, вышедшие в 1855—1863 годах, и «Английские волшебные сказки», напечатанные в 1890 году, когда эпоха романтизма была уже позади.

Сказки в опубликованном виде упоминал и Кантор в книге «Шепот темного прошлого»:

— Я вот тебе сказки рассказываю, а ты что, ни одной не знаешь?
— Знаю. Но ты их можешь в любой момент взять в королевской библиотеке и прочесть в оригинале.


Таким образом, как и работы по психологии, многочисленные и разнообразные сказки также относятся к XIX веку. Однако на Дельте имеются и книги более позднего периода.

Любовные романы

Любовные романы, относящиеся к массовой литературе, на Дельте широко распространены. Писатель подобных книг зарабатывает своим трудом на хлеб и снимает квартиру в довольно дорогом доме, где есть водопровод и канализация.

На втором этаже кроме Ольги проживали: молодая супружеская пара, оба танцовщики известной балетной труппы, певица из Королевской Оперы и писатель, почти не вылезавший из своей комнаты. Писателя Ольга знала, ибо его бессмертные творения с упоением перечитывала по пять раз Акрилла. У самой Ольги они вызывали зевоту и воспоминания о сериале про рабыню Изауру.

Надо отметить, что, в отличие от сериала, роман про рабыню Изауру был создан в XIX веке, но он к фривольным книгам не относится. Что же касается эротических романов, то они издавались и раньше, но все же в несколько ином стиле. Создается впечатление, что дельтийские книги более современны. Это видно по упоминанию таких мистралийских прозведений, как «Неукротимая страсть под знойным солнцем» и «Ненасытная Кончита». Вот как выглядит фрагмент из первого романа, который зачитывает по слогам грамотный тролль Пако.

— Не у ко ро ти мая сы ты расть под зы ной ным сон цем. Ро ман ма э сы ты ро Хо се Ло пе са.
Затем бережно раскрыл сие творение (явно не на первой странице, так как тролльим пальчикам недоставало нужной точности) и старательно продолжил:
— Лу сия гы ром ко зас то на ла и кы реп ко сы жала силь ны ми бед ра ми ч рес ла Ху а на, ко то ры е сы ты ре ми тель но ды ви га лись, с каж дым тол чы ком все гы луб же по вер гая я е е в пу чи ну нас лаж де ния… — Он остановился и недоуменно вопросил: — Это как это?
— Это… э э… художественное допущение, — заверил его круглый дяденька, поспешно отбирая у невинного создания произведение озабоченного маэстро Лопеса.
— А что такое пучина наслаждения? — не унимался любознательный читатель.
— Это метафора, Пакито, — уклончиво ответил колобок и с поклоном протянул чтиво побагровевшему от возмущения владельцу.


Такой текст, пожалуй, соответствует XIX—XX векам.

Кроме романов и сказок, на Дельте очень развита драматургия и вполне современный театр.

Драматургия

Пьесы, которые упоминаются в серии, могли быть написаны в ранние времена. Известно, что театр существовал уже за девятьсот лет до описанных событий, во времена молодости придворного мага Эгины кентавра мэтра Хирона. Так, Ольга и Жак обнаружили в лавочке дядюшки Цыня ветхое издание эгинских классических пьес с автографом автора. Ольга, обучаясь у Карлоса, читает местные пьесы, в том числе принадлежащие перу Дональда Уильямса. Пьесы посвящены Мистралии, в которой лондриец Уильямс никогда не бывал и мотивировал поступки персонажей несуществующми южными страстями. В итоге над его пьесами, по словам Диего, в Мистралии ухохатываются те, кто их читал или видел зарубежные постановки. Потому что, как сказал Карлос, в этой стране пьесы Дональда Уильямса вовсе не ставят. Однако на всем континенте он считается классиком. Можно предположить, что Дональд Уильямс — некто вроде Шекспира или любого драматурга Англии, описывающего приключения в Испании, Италии или другой южной стране. Надо сказать, что несоответствие реалиям встречается и в пьесах, созданных по ходу действия серии. Так, приятель Ольги Юст Вессер написал пьесу о переселенцах. Он дал ее почитать Ольге для консультации, и, судя по всему, ему пришлось потом переделывать начало, действие которого происходит на Альфе. Вот как оно выглядит:

Первым в списке значился некий переселенец по имени Арнольд Пилипенко, бедный, но честный сотрудник полиции, геройски погибший в неравной схватке с опасным преступником.
Абзацем позже выяснилось, что обитал этот персонаж в городе Сицилии, а погиб оттого, что попер с табельной алебардой на вооруженного пистолетом бандита. Бандита, разумеется, звали Мухтар де Барс, и застигнут он был за противоправным деянием — взламывал заговоренной фомкой секретный сервер полицейского управления...


Надо надеяться, что после исправлений пьеса Юста стала выглядеть хорошо и, кто знает, даже была поставлена.

Есть на Дельте и другие современные пьесы, в том числе и политического характера. Так, упоминается запрещенная в Мистралии пьеса «Путь наверх», которую Диего начинал разыгрывать в лицах перед Ольгой во время их первого свидания.

Кроме того, среди упомянутых пьес встречаются так называемые пасхалки, то есть отсылки на произведения других авторов.

Так, в книге «Песня на двоих» Диего рассказывает Ольге содержание пьесы «Хранительница амулета»:

Дело было так: молодая ведьма познакомилась с интересным блондином…

Это — скрытое упоминание книги Ольги Громыко «Ведьма-хранительница».

Еще одна такая отсылка содержится в книге «Путь, выбирающий нас», где Аллама в гостях у Ольги встречает старого коллегу.

Старый актер падал на колено перед маэстриной Алламой и пытался одновременно облобызать ей руки и напомнить, в каком незапамятном году они вместе блистательно исполняли главные роли в любовной драме о непростых отношениях мага и женщины-оборотня.

Это явно указание на книгу «Верные враги» того же автора.

Ольга, готовясь к занятиям с Карлосом, читает пьесу, в которой имеется дохлый попугай и дуэль.
Это отсылка к книге «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, где об этом говорится практически на одной странице.

«Дуэль! Дуэль!» — защебетали девочки. О Хунте ходила лихая слава бретёра и забияки. <…>
Например, остается по-прежнему непонятным, куда исчез вчерашний дохлый попугай.

Заметим, что все эти пасхалки в то же же время отражают дельтийские реалии. Например, они говорят о существовании ведьм и оборотней, и даже о наличии попугаев.

Разумеется, кроме вышеназванных книг, о жизни Дельты рассказывают отчеты и мемуары, которые также упоминаются в серии. Они позволяют открыть прошлое этого мира.

Отчеты и мемуары


У мэтра Истрана в секретном спецхранилище библиотеки, доступной только магам, имеется секретный отчет экспедиции Конвента Архимагистров «История Берхайма Безумного: легенды и факты о Вступлении в Круг». Разумеется, когда магия исчезла, Шеллар раздобыл и прочитал этот текст.

Судя по некоторым данным, это история о маге, который провел обряд Вступления в Круг для того, чтобы стать богом. Ничего хорошего из этого не вышло, как рассказала мэтресса Морриган:

С тех пор древние города семмов занесли пески Белой Пустыни, а остатки этого народа рассеялись по территории современной Голдианы. По легенде богом смелый экспериментатор действительно стал, лет сто ему поклонялось какое-то захудалое племя верблюжьих пастухов, а потом оно вымерло, и больше о новоявленном божестве никто не слышал. Говорят, боги умирают, когда в них больше некому верить. Не знаю.

В том же хранилище Шеллар обнаружил уникальный рукописный экземпляр полного текста мемуаров маэстро Хаггса, без купюр, со всеми расчетами и не вошедшими в историю моментами.

Это история о том, как команда героев уничтожила Скаррона. Они поступили так потому, что он собирался провести тот же обряд Вступления в Круг. Хаггс и Феандилль рассчитали, что этот обряд приведет к страшным разрушениям на огромной территории. Они, а также Вельмир, Морриган и Кассандра сделали все, чтобы предотвратить эту катастрофу, и победили, правда, ценой жизней Феандилля и Кассандры.

Из современных работ можно привести мемуары преподобного Чена, хинского мистика, который служит при Ортанском дворе. Безусловно, эти мемуары в будущем послужат бесценным свидетельством событий, описанных в серии.

Выводы

Безусловно, существование магии, различных разумных рас и географические особенности приводят к сильным отличиям исторического развития Дельты по сравнению с Альфой. Однако у этих миров есть и немало общего. И литература в большинстве своем говорит об их существенном сходстве. Ее анализ показывает, что на Дельте имеется множество признаков позднего Нового времени, правда, со своими своеобразными чертами. Более того, общее состояние дельтийской литературы позволяет, при учете местной специфики, соотнести текущее развитие этого мира с XIX веком Альфы.

Карудо Горячий кабальеро (16 Окт 2016 17:44)

Интересная и вдумчивая работа алхимика.
Я, правда, не вполне уверен, что можно проводить какие-то параллели эпох Дельты и Альфы.
Причина, главная, как мне кажется, причина (а их несколько) состоит в наличии на Дельте реальной магии, а, также, в том, что там нет (и, скорее всего, никогда не было) антагонизма между религией (религиями) и наукой.
По этим причинам и получается большой "разброс" в альфийских эпохах на Дельте.
Газеты, журналы (в том числе, и бульварные, где и королевским семьям достается) и рыцарство (палладины), мечи, доспехи, феодальное землевладение, итд.
Те же феодальные отношения и хорошо развитая (хоть и далеко не всемогущая) медицина (с той же магией и мистикой).

И так далее, и так далее, и так далее.
Как было верно подмечено в исследовании Lake, на Дельте индивидуальность имеет не только бОльшее значение, но и внимание оной начали уделять гораздо раньше.
Причина в том, что Дельта - мир магический (по доминанте), Альфа - чисто технический.
И, хотя, при достаточном уровне развития, и с помощью магии, и с помощью технологии, можно достичь одних результатов (Т-кабины и телепортация магов), технические достижения более отчуждены от их создателя, нежели магические.
В самом деле, Т-кабиной может воспользоваться любой человек, лишь бы туда попасть и знать, на какие кнопки давить.
А вот магический телепорт может сделать только маг. Значит, нужно либо самому быть магом, либо обратиться к таковому.
То есть, на Дельте отношения человек-человек (имеются в виду все разумные расы) более важны, чем на Альфе (хотя и у нас тоже, но не так).
"Ничего личного, просто бизнес" - такое на Дельте врядли возможно. Даже в Голдиане. Все равно, все действия, в конечном счете, имели личную подоплеку.
Отсюда же следуют и сильные и слабые стороны обоих миров.

Альфа более динамична. Достаточно взглянуть, как изменилась наука и техника за период XIX-начало XXI века(200 лет).
Мир Альфа нестабилен. Войны и социальные катастрофы сопровождают нас с древних времен и врядли собираются перестать это делать в обозримом будущем.

Дельта развивается гораздо медленнее. Хотя, прогресс тоже имеет место быть. (за 300 лет отсутствия Скаррона, магия таки продвинулась достаточно), но со скоростью прогресса на Альфе, конечно, не сравнить.
Но Дельта и более стабильна. Похоже, социальные катастрофы там редки. Разве что, появится какой-нибудь Скаррон или кто-нибудь из соседнего мира, и устроит большую бучу.

Lake Прекрасная леди (16 Окт 2016 18:55)

Карудо
Спасибо за отзыв).
Вы правы, сопоставлять периоды у двух миров нелегко, но можно все же сравнить их с точки зрения обычной жизни. Вот как почувствует себя переселенец из нашего времени? Насколько средневековой покажется ему жизнь? Если он живет в городе, то вполне может чувствовать себя, как в 19 веке, а частично даже в 20.

Карудо писал(а):
технические достижения более отчуждены от их создателя, нежели магические.
В самом деле, Т-кабиной может воспользоваться любой человек, лишь бы туда попасть и знать, на какие кнопки давить.
А вот магический телепорт может сделать только маг. Значит, нужно либо самому быть магом, либо обратиться к таковому.

Да, но, сконструировать и построить Т-кабину тоже может не каждый, зато каждый может воспользоваться вечным ящиком или магическим светильником.
Но вы правы: маг для производства артефактов не нуждается в технологической цепочке, от него больше зависит даже когда какие-то источники нужны (материал для ящиков и шаров).

Карудо писал(а):
Альфа более динамична. Достаточно взглянуть, как изменилась наука и техника за период XIX-начало XXI века(200 лет).
Мир Альфа нестабилен. Войны и социальные катастрофы сопровождают нас с древних времен и врядли собираются перестать это делать в обозримом будущем.

Дельта развивается гораздо медленнее. Хотя, прогресс тоже имеет место быть. (за 300 лет отсутствия Скаррона, магия таки продвинулась достаточно), но со скоростью прогресса на Альфе, конечно, не сравнить.
Но Дельта и более стабильна. Похоже, социальные катастрофы там редки. Разве что, появится какой-нибудь Скаррон или кто-нибудь из соседнего мира, и устроит большую бучу.

Социальные катаклизмы на Альфе - плата за прогресс, а вот что касается Дельты - да, там цивилизация развивается медленнее, но ответ на вызов она дает быстро и эффективно. Мир очень восприимчив - стоило только произойти вторжению - раз! и уже гномы ездят на машинах и стреляют из пулеметов.

Карудо Горячий кабальеро (16 Окт 2016 20:16)

Да, Дельта восприимчива. Ей приходится быть таковой, чтобы выжить, то бишь, не стать чьим-нибудь сырьевым придатком.
Но заметьте, цивилизация Альфы движется в направлении к массовости. На Дельте же массовость врядли возможна (в силу большего значения индивида (личности) в оной.).
А, если и да, то, опять-таки, с внешней подачи, как мне представляется.
То есть, уроженцу Дельты врядли придет в голову идея массового производства (конвеер, итд), но и Аушвиц с Бухенвальдом он тоже не придумает.

Ассоль Прекрасная леди (17 Окт 2016 14:21)

ИМХО, наличие магии сильно влияет на скорость прогресса.
Обычно в минус, а вот при войне - наоборот в плюс.

Карудо Горячий кабальеро (17 Окт 2016 17:47)

Ассоль писал(а):
ИМХО, наличие магии сильно влияет на скорость прогресса.
Обычно в минус, а вот при войне - наоборот в плюс.


Конечно, влияет. Вот именно этим - бОльшим значением индивида. Минусы и плюсы тут меняются.

Но гораздо интересней другое. Дельта, не смотря на свою, в общем, благополучность и обустроенность, в сравнении с Альфой, довольно мало населена. По крайней мере, впечатление такое.

Jylia Прекрасная леди (18 Окт 2016 15:12)

Так противозайчаточные средства доступны практически всему населению, независимо от материального уровня. Плюс магия и климат помогаюст уменьшить потребность в грубой физической силе и неквалифицированном труде. И уровень медицины не забывайте. Следовательно рожать работников просто так смысла нет, рожать кучу чтобы хоть кто-то выжил тоже не нужно, ну и получить удовольствие без последствий не проблема. Примерно как в наших развитых странах, уровень рождаемости буквально чуть-чуть выше прямого воспроизводства.

Карудо Горячий кабальеро (18 Окт 2016 19:48)

Jylia,
то есть, полагаете, более-менее стабильная численность населения - признак благополучия?
Похоже.

Jylia Прекрасная леди (18 Окт 2016 20:54)

Посмотрите на наш мир. В каких странах взрывообразный рост населения, а где стабильная численность и даже уменьшение.

Карудо Горячий кабальеро (18 Окт 2016 23:17)

Jylia писал(а):
Посмотрите на наш мир. В каких странах взрывообразный рост населения, а где стабильная численность и даже уменьшение.


Ну, тут ведь не только экономика, но и традиции.
В Японии, например, население, вроде бы, растет, хотя, Япония - экономически развитая страна.
И, наоборот, страна (не будем тыкать пальцем) в глубоком анусе, а численность населения... падает.