Формат RAW и постобработка снимков на компьютере

Мир Дельта — Форум полуофициального сайта Оксаны Панкеевой/Фотолаборатория службы «Альфа»

The_Spirit Горячий кабальеро (11 Мар 2009 13:32)

Формат RAW и постобработка снимков на компьютере

Тема посвящена обсуждению особенностей фотосъемок с использованием формата RAW, а также методов обработки этого формата на компьютере и программному обеспечению, которое для этого используется.

The_Spirit Горячий кабальеро (11 Мар 2009 14:23)

Итак, что же такое формат RAW?
Применяя аналогию с плёночной техникой, RAW это "цифровой негатив", из которого можно при помощи специальных программ на персональном компьютере получить порой гораздо более качественный снимок, чем с использованием "родного" формата JPEG в камере.

Прежде всего, чтобы никого не вводить в заблуждение, отмечу, что далеко не все цифровые камеры умеют записывать снимки в формате RAW. Этот формат является стандартной возможностью зеркальных камер любого уровня. А вот в компактах встречается, как правило, в отдельных дорогих и "навороченных" моделях. Абсолютное большинство недорогих "мыльниц" этой возможности лишены.

Чтобы понять, что же такое формат RAW, придется хотя бы поверхностно представить как цифровая фотокамера создает файлы снимков. Дело в том, что даже если вы не копаетесь в настройках и все снимаете на автомате, камера сама все равно выбирает какие-то значения выдержки и диафрагмы, чтобы достичь нужной экспозиции, выбирает баланс белого, осуществляет шумоподавление и делает еще множество прочих установок, которые в итоге применяются к изображению. Ну и в итоге записывает на карту JPEG-файл, который по определению является форматом со сжатием данных, следовательно какая-то часть информации об изображении будет удалена. Собственно именно для всей этой работы и необходим в камере собственный процессор.
Но если же в качестве конечного продукта выбрать формат RAW, то на карту памяти будет записана ВСЯ информация об изображении, которая была получена с цифровой матрицы, плюс к ней информация о том, с какими настройками была выполнена съемка и еще превью снимка в формате JPEG. Все это хранится внутри файла RAW. Поэтому попытки просмотреть на компьютере сами необработанные снимки не имеют особого смысла - даже если ваша программа просмотра умеет их открывать, то увидите вы превью в формате JPEG, но не "исходник".

Съёмка с использованием формата RAW имеет свои ньюансы.
Во-первых, файл в формате RAW по размеру в разы больше снимка JPEG. Поэтому во время съёмок место на карте памяти будет исчезать стремительно и общая ёмкость карты в "штуках" снимков тоже будет заметно меньше. Но сейчас, к счастью, карты памяти достаточно доступны и имеют большую ёмкость, так что этот момент не является проблемой.
Во-вторых, опять же из-за размера (но не только) будет значительно ограничена ёмкость буфера камеры, который используется при серийной съёмке. Это уже может быть критично для любителей снимать спортивные соревнования и тому подобные сюжеты. У профессиональных камер буфер достаточно большой, но и стоимость тоже.
В-третьих, время, необходимое камере для записи снимка на карту, будет больше при использовании RAW. При покадровой съёмке это несущественно, но для серийной это второй фактор, усложняющий жизнь фотографа.

Ну и хранение цифровых оригиналов потребует носителей большей ёмкости.

The_Spirit Горячий кабальеро (11 Мар 2009 17:27)

А теперь самое интересное.
Вот мы наснимали много хорошего и перебросили на компьютер кучу файлов формата RAW. Что дальше?
А дальше все зависит от марки камеры. Сразу оговорюсь - про Pentax/Samsung и Olympus/Panasonic я в этой области знаю мало, если кто-то в курсе - можете рассказать, как там дела с равом. Но у остальных - Nikon, Canon, Sony - совершенно точно свой собственный формат у каждого. При этом у Никона, если я не ошибаюсь (если ошибаюсь - поправьте) пользователи находятся несколько в неудобном положении. Эта фирма вместе с камерой не прилагает программное обеспечение для конвертирования формата RAW в изображения обычных форматов, эту программу нужно приобретать отдельно. Она еще и платная к тому же (правда на просторах рунета встречалась версия, успешно взломанная отечественными ломовиками). Называется Capture NX. А вот Canon и Sony сразу вкладывают в комплект диск с программным обеспечением. У Кэнона это Digital Photo Professional, а у Сони - Image Data Converter SR. При этом Кэнон почему-то до сих пор кладет в коробки к камерам диски с версией 1.0, хотя уже давно существует версия 3.4, которую можно и нужно скачать с их сайта. Потому что, чем пользоваться первой версией, лучше не использовать RAW вообще - качество будет страдать заметно.
Хотя справедливости ради надо сказать, что существует немало софта, умеющего работать с RAW большинства марок камер. Например Rawshooter, хотя этот проект уже закрыт и новые модели камер программа не поддерживает. Есть очень неплохая программа Capture One Pro. Тот же всем известный фотошоп может с успехом выполнять роль конвертера/редактора RAW при помощи плагина Camera Raw. И существует ещё немало менее известных программ для работы с RAW практически на любой вкус.
Но тем не менее, предпочтительнее использовать "родной" для камеры софт - тогда у снимков будет наиболее корректная цветопередача, баланс белого и т.д. Хотя и тут есть исключения, но про них немного позже.

Итак, что делать с программой-конвертером? Рассказать про каждую подробно тут просто нереально. Но в общих чертах у всех принцип один - у вас будет открыта некая папка с оригиналами фотографий и к ним можно будет применять, как поодиночке, так и ко всем снимкам сразу различные корректировки настроек. Изменить можно будет не только величину экспозиции. Можно также выбрать другой стиль снимка (пейзаж/портрет/стандарт), что было бы принципиально невозможно для JPEG-изображения, если вы вдруг забыли сменить этот режим на камере и снимали "не тем" стилем. В зависимости от конкретной программы будет доступно то или иное количество настроек цветопередачи, стандартных яркости/контрастности, четкости/размытости. Но что ещё важнее - в большинстве конвертеров есть возможность установить параметры шумоподавления. Все выполненные изменения можно как сохранить в самом RAW-файле для будущего использования, так и не сохранять. И только после всех этих действий можно наконец перейти к процессу, который обычно происходит в камере сразу в момент после съёмки - конвертированию данных изображения в стандартный файл. Делать это можно как для каждого снимка отдельно вручную, так и оптом для всех с помощью Batch-команды.
Еще одним немаловажным преимуществом таких программ является тот факт, что конвертировать изображения можно не только в формат JPEG, который, как уже было сказано, основан на сжатии данных), но и в TIFF, что может быть полезно для печати фотографий большого размера. Также можно выбрать и большее разрешение в точках на дюйм, опять-таки для более качественной печати.

Теперь настала очередь немного поделиться личным опытом. Поскольку у меня камера Canon, то конвертирую я фотографии с помощью Digital Photo Professional. В большинстве случаев мне хватает только одной этой программы - качество, в частности проработка деталей заметно выше внутрикамерного JPEG. Но вот когда на снимке какой-нибудь сумеречный пейзаж, особенно если он снят на больших значениях ISO, то данный продукт откровенно не справляется с шумами на изображении. Перепробовав массу вариантов по устранению шумов, я пришел к нестандартному, в некотором смысле "еретическому" решению - использовать софт для Nikon - Capture NX. Нет, кэноновский RAW он конечно же не читает, да и не нужно это. Просто результат после DPP я уже в готовом JPEG или TIFF отправляю в Capture NX и применяю только шумодав, не трогая в изображении больше ничего. Потому что на мой личный взгляд в этой программе лучший шумодав из всех, мной опробованных.

Sabrina Прекрасная леди (11 Мар 2009 18:03)

угу, производители никона жадины, не дают диска =((
пойду искать программку )) шумодав меня весьма интересует Laughing

Грейси Прекрасная леди (14 Мар 2009 20:09)

The_Spirit

А почему именно Capture NX? Все мои знакомые никонисты шумы давят почему-то не в конверторе, а ниндзе, нойзвайре, нитимедже и прочих специализированых программах. Если можно, очень хотелось бы увидеть пример фото до и после применения шумодава в Capture NX Embarassed

The_Spirit Горячий кабальеро (15 Мар 2009 08:49)

Грейси
Во-первых, я кэнонист Smile Поэтому сравнение несколько некорректное.
Во-вторых, подозреваю, что результаты обработки равов с Кэнона и Никона одним и тем же софтом могут различаться. Но не уверен, потому что не экспериментировал - под рукой Никона нету.
В-третьих, как я уже писал, выбор мой чисто экспериментальный - попробовал разный софт, выбрал тот, где понравилось. Кстати, "на вкус и цвет все карандаши разные", возможно кому-то нравится другое.

А примеры выложу позже.

Грейси Прекрасная леди (15 Мар 2009 10:51)

The_Spirit писал(а):
Грейси
Во-первых, я кэнонист Smile Поэтому сравнение несколько некорректное.


Я тоже кэнонист Very Happy Понятно, что предпочтения по софту у всех разные и вполне вероятно, что из моих знакомых просто никто не додумался использовать никон кэпчу как шумодав. Тем более интересно посмотреть, что из этого получается Wink

The_Spirit Горячий кабальеро (15 Мар 2009 12:26)

Ну вот, добрался сделать файлы. Брать результаты старых экспериментов не стал, чтобы не ошибиться - не все программы ставят свою метку в EXIF, а я уже не помню что чем делал полгода или год назад.
Поэтому взял рав одного проходного снимка, сделанного просто спонтанно в сумеречную погоду при ISO 400. Конвертировал с помощью Digital Photo Professional и потом пропустил через Capture NX. Результаты вырезал в одном и том же месте кадра при 100% увеличении.

Весь снимок ______ "песочек" после DPP _ После CaptureNX

По клику на 2-й и 3-й картинке доступны оригинальные фрагменты.

Вполне допускаю, что можно добиться и лучшего качества. Но у меня это еще впереди Smile

Грейси Прекрасная леди (15 Мар 2009 12:49)

The_Spirit

Спасибо за примеры Smile
Но ничего особенного я не увидела Embarassed , хотя на исо 400 и давить особо нечего, так только пригладить картинку Smile
В качестве альтернативы предлагаю попробовать шумодав Topaz DeNoise (http://uploadbox.com/files/9f47a384c3), мне он нравится тем, что давя шумы он неплохо сохраняет детализацию. Только желательно Auto bright отключить (справа на панели галочка).

The_Spirit Горячий кабальеро (15 Мар 2009 13:34)

Грейси писал(а):
Но ничего особенного я не увидела

Странно.. А для моих глаз разница существенная.

За шумодав спасибо! Smile Попробую.

Грейси Прекрасная леди (15 Мар 2009 15:19)

The_Spirit

Разница между снимками до и после обработки конечно заметна, под "ничего особенного" я имела ввиду работу шумодава Smile

The_Spirit Горячий кабальеро (17 Мар 2009 15:29)

Грейси
Я теперь понял почему "ничего особенного"! Попробовав Topaz DeNoise, действительно увидел разницу. Есть, конечно, и у этого шумодава свои мелкие минусы (кое-какие детали он всё-таки "замазывает"), но вообще результат впечатляет Very Happy
Поэтому очень благодарю за подсказку! Мне он до этого раньше как-то не попадался.

Грейси Прекрасная леди (17 Мар 2009 22:23)

The_Spirit

Не стоит благодарности Wink Меня этот шумодав тоже впечатлил Smile

The_Spirit Горячий кабальеро (22 Мар 2009 21:03)

Продолжим тему.
Результаты сегодняшней моей фотоохоты сподвигли задуматься об эффекте хроматической аберрации. Увы, новый длиннофокусный телеобъектив оказывается страдает этим недостатком и в определенных условиях съёмки сиреневая кайма вокруг тёмных объектов на фоне яркого неба получается очень даже сильная.
Но мегасеть не без добрых людей и на мой вопрос на одном из форумов с разделом фотографии, где преобладают любители технической стороны вопроса, я получил несколько весьма полезных советов.
Совет "сменить оптику" к таким отнести трудно, так как более качественные объективы с таким ФР не укладываются в мой бюджет.
Снимать со вспышкой (для выравнивания яркости объектов в кадре) можно, но в моих планах её приобретение пока отложено на далёкую перспективу. Да и как на это будут реагировать птицы... предположить трудно Smile
Зато оказалось, что к фотошопу существует одна мааааленькая фенечка, которая довольно успешно исправляет огрехи оптики. После распаковки файла в папку Наборы\Операции (у меня фотошоп русский) в меню в окне, где история и операции ("History" и "Actions") появляется пункт "Purple fringe killer". Запустив это действие, через несколько секунд мы получим исправленный снимок. Вот пример его работы:

___до_________________после___

Грейси Прекрасная леди (22 Мар 2009 21:34)

The_Spirit

Какая хорошая фенечка. Здорово работает Smile

The_Spirit Горячий кабальеро (11 Июл 2009 08:08)

Добавлю полезностей по обработке, которые возникли при обсуждении:
Альфийка писал(а):
Грейси
как мне нравятся твои рамочки! Я тоже хотела попробовать, потыкала в фотошопе, но так и не нашла, как, я его плохо знаю. Поделишься секретом, как это делать пошагово?

Грейси писал(а):
Вот, надеюсь понятно написала
Layer -> New -> Layer From Background (Layer 0 - Ok)-> выделяешь часть фото, так чтоб осталась рамочка по краям нужной толщины -> Edit -> Stroke -> выбираешь в окошке толщину и цвет рамочки, выделение не снимаешь -> Layer-> New -> Layer via Copy -> на панели слоев переходишь на основной слой -> Filter -> Blur -> Gaussian Blur -> выбираешь нужную степень размытия, чтоб рамочка хорошо смотрелась и объединяешь слои.
Рамки еще можно делать в Canvas Size, но там только внешние.
И еще с ними можно всячески экспериментировать в Layer Style.

Flash007 Горячий кабальеро (3 Дек 2012 14:45)

Не знаю в каком разделе лучше сообщать о выходе новых версий ПО для цифровой фотографии, поэтому сейчас напишу сюда:
Перенёс по нужному адресу. У нас найдётся тема почти на все случаи жизни, главное не полениться и найти.
The_Spirit


Phase One выпустили новую версию своей программы для работы со снимками в формате RAW :
>---
В новой версии продукта Capture One Pro 7.0.1 разработчики предлагают более мощный и производительный движок, отвечающий за обработку raw-изображений. В состав новой версии включены доработанные средства подавления цифровых шумов, а также инструменты, обеспечивающие аккуратную прорисовку деталей на ярких и темных участках изображения. Благодаря поддержке OpenCL, приложение Capture One Pro 7 использует ресурсы графического процессора для более быстрого выполнения различных операций и снижения нагрузки на центральный процессор. Наконец, с помощью дополнительных интерфейсных элементов владельцы камер смогут регулировать контрастность и насыщенность цвета отдельных фрагментов снимка.
>---

Тут ссылки на варез наверное не стоит светить, но если кому интересно - их есть у меня Smile . В личку выдам.

P.S.
Операционная система: Windows® Vista/7/8 (x64)
Год выхода: 2012
Версия: 7.0.1 build 64180
Язык интерфейса: ML, русский (русификатор от nktch)
Формат файла: rar
Лекарство: Patch (TrialReset)
Размер: 236.56 Mb

The_Spirit Горячий кабальеро (3 Дек 2012 16:58)

C1 6-й версии в своё время можно было получить бесплатно на законных основаниях - была рекламная акция. Я себе ставил, пробовал - не прижилось. Инструмент мощный и хороший, но требует особо сложных плясок с бубном и владения прочими нетрадиционными школами шаманского искусства в области придания снимку нужной цветопередачи.
Видимо дело в религии под названием Кэнон Smile Родной кэноновский конвертер выдает хорошую картинку сразу, я там только чуток экспозицию и света-тени подкручиваю и оптом конвертирую. Получить такую же картинку после С1 не получилось ни разу, сколько не бился. Хотя было бы заманчиво обойтись без фотошопа. Но убивать на каждый снимок столько времени - непозволительная роскошь. И в сети читал, что равы от Кэнона в плане цветопередачи и особенно красного канала, лучше обрабатывать в родном конвертере. Возможно для других производителей камер дела обстоят лучше.