Тема посвящена обсуждению особенностей фотосъемок с использованием формата RAW, а также методов обработки этого формата на компьютере и программному обеспечению, которое для этого используется.
Итак, что же такое формат RAW?
Применяя аналогию с плёночной техникой, RAW это "цифровой негатив", из которого можно при помощи специальных программ на персональном компьютере получить порой гораздо более качественный снимок, чем с использованием "родного" формата JPEG в камере.
Прежде всего, чтобы никого не вводить в заблуждение, отмечу, что далеко не все цифровые камеры умеют записывать снимки в формате RAW. Этот формат является стандартной возможностью зеркальных камер любого уровня. А вот в компактах встречается, как правило, в отдельных дорогих и "навороченных" моделях. Абсолютное большинство недорогих "мыльниц" этой возможности лишены.
Чтобы понять, что же такое формат RAW, придется хотя бы поверхностно представить как цифровая фотокамера создает файлы снимков. Дело в том, что даже если вы не копаетесь в настройках и все снимаете на автомате, камера сама все равно выбирает какие-то значения выдержки и диафрагмы, чтобы достичь нужной экспозиции, выбирает баланс белого, осуществляет шумоподавление и делает еще множество прочих установок, которые в итоге применяются к изображению. Ну и в итоге записывает на карту JPEG-файл, который по определению является форматом со сжатием данных, следовательно какая-то часть информации об изображении будет удалена. Собственно именно для всей этой работы и необходим в камере собственный процессор.
Но если же в качестве конечного продукта выбрать формат RAW, то на карту памяти будет записана ВСЯ информация об изображении, которая была получена с цифровой матрицы, плюс к ней информация о том, с какими настройками была выполнена съемка и еще превью снимка в формате JPEG. Все это хранится внутри файла RAW. Поэтому попытки просмотреть на компьютере сами необработанные снимки не имеют особого смысла - даже если ваша программа просмотра умеет их открывать, то увидите вы превью в формате JPEG, но не "исходник".
Съёмка с использованием формата RAW имеет свои ньюансы.
Во-первых, файл в формате RAW по размеру в разы больше снимка JPEG. Поэтому во время съёмок место на карте памяти будет исчезать стремительно и общая ёмкость карты в "штуках" снимков тоже будет заметно меньше. Но сейчас, к счастью, карты памяти достаточно доступны и имеют большую ёмкость, так что этот момент не является проблемой.
Во-вторых, опять же из-за размера (но не только) будет значительно ограничена ёмкость буфера камеры, который используется при серийной съёмке. Это уже может быть критично для любителей снимать спортивные соревнования и тому подобные сюжеты. У профессиональных камер буфер достаточно большой, но и стоимость тоже.
В-третьих, время, необходимое камере для записи снимка на карту, будет больше при использовании RAW. При покадровой съёмке это несущественно, но для серийной это второй фактор, усложняющий жизнь фотографа.
Ну и хранение цифровых оригиналов потребует носителей большей ёмкости.
А теперь самое интересное.
Вот мы наснимали много хорошего и перебросили на компьютер кучу файлов формата RAW. Что дальше?
А дальше все зависит от марки камеры. Сразу оговорюсь - про Pentax/Samsung и Olympus/Panasonic я в этой области знаю мало, если кто-то в курсе - можете рассказать, как там дела с равом. Но у остальных - Nikon, Canon, Sony - совершенно точно свой собственный формат у каждого. При этом у Никона, если я не ошибаюсь (если ошибаюсь - поправьте) пользователи находятся несколько в неудобном положении. Эта фирма вместе с камерой не прилагает программное обеспечение для конвертирования формата RAW в изображения обычных форматов, эту программу нужно приобретать отдельно. Она еще и платная к тому же (правда на просторах рунета встречалась версия, успешно взломанная отечественными ломовиками). Называется Capture NX. А вот Canon и Sony сразу вкладывают в комплект диск с программным обеспечением. У Кэнона это Digital Photo Professional, а у Сони - Image Data Converter SR. При этом Кэнон почему-то до сих пор кладет в коробки к камерам диски с версией 1.0, хотя уже давно существует версия 3.4, которую можно и нужно скачать с их сайта. Потому что, чем пользоваться первой версией, лучше не использовать RAW вообще - качество будет страдать заметно.
Хотя справедливости ради надо сказать, что существует немало софта, умеющего работать с RAW большинства марок камер. Например Rawshooter, хотя этот проект уже закрыт и новые модели камер программа не поддерживает. Есть очень неплохая программа Capture One Pro. Тот же всем известный фотошоп может с успехом выполнять роль конвертера/редактора RAW при помощи плагина Camera Raw. И существует ещё немало менее известных программ для работы с RAW практически на любой вкус.
Но тем не менее, предпочтительнее использовать "родной" для камеры софт - тогда у снимков будет наиболее корректная цветопередача, баланс белого и т.д. Хотя и тут есть исключения, но про них немного позже.
Итак, что делать с программой-конвертером? Рассказать про каждую подробно тут просто нереально. Но в общих чертах у всех принцип один - у вас будет открыта некая папка с оригиналами фотографий и к ним можно будет применять, как поодиночке, так и ко всем снимкам сразу различные корректировки настроек. Изменить можно будет не только величину экспозиции. Можно также выбрать другой стиль снимка (пейзаж/портрет/стандарт), что было бы принципиально невозможно для JPEG-изображения, если вы вдруг забыли сменить этот режим на камере и снимали "не тем" стилем. В зависимости от конкретной программы будет доступно то или иное количество настроек цветопередачи, стандартных яркости/контрастности, четкости/размытости. Но что ещё важнее - в большинстве конвертеров есть возможность установить параметры шумоподавления. Все выполненные изменения можно как сохранить в самом RAW-файле для будущего использования, так и не сохранять. И только после всех этих действий можно наконец перейти к процессу, который обычно происходит в камере сразу в момент после съёмки - конвертированию данных изображения в стандартный файл. Делать это можно как для каждого снимка отдельно вручную, так и оптом для всех с помощью Batch-команды.
Еще одним немаловажным преимуществом таких программ является тот факт, что конвертировать изображения можно не только в формат JPEG, который, как уже было сказано, основан на сжатии данных), но и в TIFF, что может быть полезно для печати фотографий большого размера. Также можно выбрать и большее разрешение в точках на дюйм, опять-таки для более качественной печати.
Теперь настала очередь немного поделиться личным опытом. Поскольку у меня камера Canon, то конвертирую я фотографии с помощью Digital Photo Professional. В большинстве случаев мне хватает только одной этой программы - качество, в частности проработка деталей заметно выше внутрикамерного JPEG. Но вот когда на снимке какой-нибудь сумеречный пейзаж, особенно если он снят на больших значениях ISO, то данный продукт откровенно не справляется с шумами на изображении. Перепробовав массу вариантов по устранению шумов, я пришел к нестандартному, в некотором смысле "еретическому" решению - использовать софт для Nikon - Capture NX. Нет, кэноновский RAW он конечно же не читает, да и не нужно это. Просто результат после DPP я уже в готовом JPEG или TIFF отправляю в Capture NX и применяю только шумодав, не трогая в изображении больше ничего. Потому что на мой личный взгляд в этой программе лучший шумодав из всех, мной опробованных.